Положение о библиотеке

"ПРИНЯТО"
Решением педагогического совета
от
«31»августа 2015 г.

«УТВЕРЖДЕНО»
приказом директора

от

«31»августа 2015 г.
№ 14

протокол № _1_

Директор _________ Азизагаев М.П.

ПОЛОЖЕНИЕ
О БИБЛИОТЕКЕ
МКОУ «Какинская СОШ»
I. Общие положения
1. Библиотека является структурным подразделением школы,
участвующим в учебно-воспитательном процессе в целях обеспечения права
участников образовательного процесса на бесплатное пользование
библиотечно-информационными ресурсами.
2. Деятельность библиотеки школы (далее - библиотека) отражается в
уставе школы. Обеспеченность библиотеки учебными, методическими и
справочными документами учитывается при лицензировании школы.
4. Цели библиотеки соотносятся с целями школы: формирование
общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного
минимума содержания общеобразовательных программ, их адаптация к
жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и последующего
освоения профессиональных образовательных программ, воспитание
гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека,
любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового
образа жизни, духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на.
5. Библиотека руководствуется в своей деятельности федеральными

законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации,
постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации и
исполнительных органов субъектов Российской Федерации, решениями
Учредителя, уставом школы, положением о библиотеке, утвержденном
директором школы.
6. Деятельность библиотеки основывается на принципах гуманизма,
общедоступности, гражданственности, свободного развития личности.
7. Порядок пользования источниками информации, перечень основных
услуг и условия их предоставления определяются Положением о библиотеке
и Правилами пользования библиотекой, утвержденными руководителем
школы.
8. Школа
несет ответственность за доступность и качество
библиотечно-информационного обслуживания библиотеки.
9. Организация обслуживания участников образовательного процесса
производится в соответствии с правилами техники безопасности и
противопожарными, санитарно-гигиеническими требованиями.
II. Основные задачи
10. Основными задачами библиотеки являются:
а) обеспечение участникам образовательного процесса - обучающимся,
педагогическим работникам, родителям (иным законным представителям)
обучающихся (далее - пользователям) - доступа к информации, знаниям,
идеям, культурным ценностям посредством использования библиотечноинформационных ресурсов школы на различных носителях: бумажном
(книжный фонд, фонд периодических изданий); магнитном (фонд аудио- и
видеокассет); цифровом (CD-диски); коммуникативном (компьютерные сети)
и иных носителях;
б) воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в
социализации обучающегося, развитии его творческого потенциала;
в) формирование навыков независимого библиотечного пользователя:
обучение поиску, отбору и критической оценке информации;
г) совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе
внедрения новых информационных технологий и компьютеризации
библиотечно-информационных процессов, формирование комфортной
библиотечной среды.
III. Основные функции
11. Для реализации основных задач библиотека:
а) формирует фонд библиотечно-информационных ресурсов школы:
• комплектует универсальный фонд учебными, художественными,
научными, справочными, педагогическими и научно-популярными
документами на традиционных и нетрадиционных носителях информации;
• пополняет фонд информационными ресурсами сети Интернет, базами

и банками данных других учреждений и организаций;
• аккумулирует фонд документов, создаваемых в школе (публикаций и
работ педагогов общеобразовательного учреждения, лучших научных работ
и рефератов обучающихся и др.);
• осуществляет размещение, организацию и сохранность документов;
б) создает информационную продукцию:
• осуществляет аналитико-синтетическую переработку информации;
• организует и ведет справочно-библиографический аппарат: каталоги
(алфавитный, систематический), картотеки (систематическую картотеку
статей, тематические картотеки), электронный каталог, базы данных по
профилю общеобразовательного учреждения;
• разрабатывает рекомендательные библиографические пособия
(списки, обзоры, указатели и т.п.);
• обеспечивает информирование пользователей об информационной
продукции;
в) осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное
обслуживание обучающихся:
• предоставляет информационные ресурсы на различных носителях на
основе изучения их интересов и информационных потребностей;
• создает условия для реализации самостоятельности в обучении,
познавательной, творческой деятельности с опорой на коммуникацию;
способствует развитию навыков самообучения (участие в сетевых
олимпиадах, телекоммуникационных проектах в системе дистанционного
обучения);
• организует обучение навыкам независимого библиотечного
пользователя и потребителя информации, содействует интеграции комплекса
знаний, умений и навыков работы с книгой и информацией;
• оказывает информационную поддержку в решении задач,
возникающих в процессе их учебной, самообразовательной и досуговой
деятельности;
• организует массовые мероприятия, ориентированные на развитие
общей, и читательской культуры личности, содействует развитию
критического мышления;
• содействует членам педагогического коллектива и администрации
учреждения в организации образовательного процесса и досуга обучающихся
(просмотр
видеофильмов,
CD-дисков,
презентации
развивающих
компьютерных игр);
• руководит воспитательной работой с книгой в группах продленного
дня;
г) осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное
обслуживание педагогических работников:
• выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы,
связанные с обучением, воспитанием и здоровьем детей;
• выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы в
области педагогических инноваций и новых технологий;

•
содействует
профессиональной
компетенции,
повышению
квалификации, проведению аттестации;
• создает банк педагогической информации как основы единой
информационной службы общеобразовательного учреждения, осуществляет
накопление, систематизацию информации по предметам, разделам и темам;
• организует доступ к банку педагогической информации на любых
носителях; просмотр электронных версий педагогических изданий;
• осуществляет текущее информирование (дни информации, обзоры
новых поступлений и публикаций), информирование руководства
общеобразовательного
учреждения
по
вопросам
управления
образовательным процессом;
• поддерживает деятельность педагогических работников в области
создания информационных продуктов (документов, баз данных, Web-страниц
и т.п.);
•
способствует
проведению
занятий
по
формированию
информационной культуры; является базой для проведения практических
занятий по работе с информационными ресурсами;
д) осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное
обслуживание родителей (иных законных представителей) обучающихся:
• удовлетворяет запросы пользователей и информирует о новых
поступлениях в библиотеку;
• консультирует по вопросам организации семейного чтения, знакомит
с информацией по воспитанию детей;
• консультирует по вопросам учебных изданий для обучающихся.
IV. Организация деятельности библиотеки
12. Наличие укомплектованной библиотеки в школе обязательно.
13. Структура библиотеки, помимо традиционных отделов (абонемент,
читальный зал), может включать отделы учебников, информационнобиблиографической работы, фонд и специализированный зал работы с
мультимедийными и сетевыми документами, видеостудию, минииздательский комплекс, множительную технику и др.
14. Библиотечно-информационное обслуживание осуществляется на
основе библиотечно-информационных ресурсов в соответствии с учебным и
воспитательным планами гимназии, программами, проектами и планом
работы библиотеки.
15. Библиотека вправе предоставлять платные библиотечноинформационные услуги, перечень которых определяется уставом школы.
16. Спонсорская помощь, полученная библиотекой в виде целевых
средств на комплектование фонда и закупку оборудования, не влечет за
собой снижения нормативов и (или) абсолютных размеров финансирования
из бюджета. Денежные средства за сданную библиотекой макулатуру
расходуются на улучшение материально-технической базы библиотеки,
подписку профессиональных изданий, комплектование фонда документов.
17. В целях обеспечения модернизации библиотеки в условиях

информатизации образования и в пределах средств, выделяемых
учредителями, школа обеспечивает библиотеку:
• гарантированным финансированием комплектования библиотечноинформационных ресурсов (в смете учреждения выводится отдельно);
• необходимыми служебными и производственными помещениями в
соответствии со структурой библиотеки и нормативами по технике
безопасности эксплуатации компьютеров (отсутствие высокой влажности,
запыленности
помещения,
коррозионно-активных
примесей
или
электропроводящей пыли) и в соответствии с положениями СанПиН;
• современной электронно-вычислительной, телекоммуникационной и
копировально-множительной техникой и необходимыми программными
продуктами;
• ремонтом и сервисным обслуживанием техники и оборудования
библиотеки;
• библиотечной техникой и канцелярскими принадлежностями.
18. Общеобразовательное учреждение создает условия для сохранности
аппаратуры, оборудования и имущества библиотеки.
19. Ответственность за систематичность и качество комплектования
основного фонда библиотеки, комплектование учебного фонда в
соответствии с федеральными перечнями учебников и учебно-методических
изданий, создание необходимых условий для деятельности библиотеки несет
директор школы в соответствии с уставом учреждения.
20. Режим работы библиотеки определяется заведующим библиотекой
(библиотекарем) в соответствии с правилами внутреннего распорядка школы.
При определении режима работы библиотеки предусматривается выделение:
• двух часов рабочего времени ежедневно на выполнение
внутрибиблиотечной работы;
• одного раза в месяц - санитарного дня, в который обслуживание
пользователей не производится;
• не менее одного раза в месяц - методического дня.
21.
В
целях
обеспечения
рационального
использования
информационных ресурсов в работе с детьми и юношеством библиотека
взаимодействует с библиотеками Министерства культуры Российской
Федерации.
V. Управление. Штаты
22. Управление библиотекой осуществляется в соответствии с
законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации
и уставом школы.
23. Общее руководство деятельностью библиотеки осуществляет
директор школы.
24. Руководство библиотекой осуществляет заведующий библиотекой
(библиотекарь), который несет ответственность в пределах своей
компетенции перед обществом и руководителем школы, обучающимися, их
родителями (иными законными представителями) за организацию и

результаты деятельности библиотеки в соответствии с функциональными
обязанностями, предусмотренными квалификационными требованиями,
трудовым договором и уставом школы.
25.
Заведующий
библиотекой
(библиотекарь)
назначается
руководителем школы, может являться членом педагогического коллектива
и входить в состав педагогического совета школы.
26.
Заведующий библиотекой (библиотекарь) разрабатывает и
представляет директору школы на утверждение следующие документы:
а) положение о библиотеке, правила пользования библиотекой;
б) структуру и штатное расписание библиотеки, которые
разрабатываются на основе объемов работ, определенных положением о
конкретной библиотеке с использованием «Межотраслевых норм времени
на процессы, выполняемые в библиотеках» (Постановление Министерства
труда и социального развития РФ от 3 февраля 1997 г. № 6);
в) положение о платных услугах библиотеки;
г) планово-отчетную документацию;
д) технологическую документацию.
27. Порядок комплектования штата библиотеки регламентируется
уставом.
29. В целях обеспечения дифференцированной работы библиотеки
могут вводиться должности: заведующий библиотекой, библиотекарь,
библиограф, медиаспециалист.
30. На работу в библиотеку принимаются лица, имеющие необходимую
профессиональную
подготовку,
соответствующую
требованиям
квалификационной характеристики по должности и полученной
специальности, подтвержденную документами об образовании и (или)
квалификации.
31. Работники библиотек могут осуществлять педагогическую
деятельность. Совмещение библиотечно-информационной и педагогической
деятельности осуществляется работником библиотеки только на
добровольной основе.
32. Трудовые отношения работников библиотеки и школы
регулируются трудовым договором, условия которого не должны
противоречить законодательству Российской Федерации о труде.
VI. Права и обязанности библиотеки
33. Работники библиотеки имеют право:
а) самостоятельно выбирать формы, средства и методы библиотечноинформационного обслуживания образовательного и воспитательного
процессов в соответствии с целями и задачами, указанными в уставе и
положении о библиотеке ;
б) проводить в установленном порядке факультативные занятия, уроки
и кружки библиотечно-библиографических знаний и информационной
культуры;
в) определять источники комплектования информационных ресурсов;

г) изымать и реализовывать документы из фондов в соответствии с
инструкцией по учету библиотечного фонда;
д) определять в соответствии с правилами пользования библиотекой,
утвержденными директором школы, и по согласованию с родительским
комитетом или попечительским советом виды и размеры компенсации
ущерба, нанесенного пользователями библиотеки;
е) вносить предложения директору школы по совершенствованию
оплаты труда, в том числе надбавок, доплат и премирования работников
библиотеки за дополнительную работу, не входящую в круг основных
обязанностей работников библиотеки; по компенсационным мероприятиям,
связанным с вредными условиями труда (библиотечная пыль, превышение
норматива работы на компьютере).
ж) участвовать в управлении школы в порядке, определяемом уставом;
з) иметь ежегодный отпуск 28 календарных дней и дополнительный
оплачиваемый отпуск в соответствии с коллективным договором между
работниками и руководством или иными локальными нормативными
актами;
и) быть представленными к различным формам поощрения, наградам и
знакам отличия, предусмотренным для работников образования и культуры;
к) участвовать в соответствии с законодательством Российской
Федерации в работе библиотечных ассоциаций или союзов.
34. Работники библиотек обязаны:
а) обеспечить пользователям возможность работы с информационными
ресурсами библиотеки;
б) информировать пользователей о видах предоставляемых
библиотекой услуг;
в) обеспечить научную организацию фондов и каталогов;
г) формировать фонды в соответствии с утвержденными
федеральными
перечнями
учебных
изданий,
образовательными
программами, интересами, потребностями и запросами всех категорий
пользователей;
д)
совершенствовать
информационно-библиографическое
и
библиотечное обслуживание пользователей;
е) обеспечивать сохранность использования носителей информации, их
систематизацию, размещение и хранение;
ж) обеспечивать режим работы в соответствии с потребностями
пользователей и работой школы;
з) отчитываться в установленном порядке перед директором школы;
и) повышать квалификацию.
VII. Права и обязанности пользователей библиотеки
35. Пользователи библиотеки имеют право:
а) получать полную информацию о составе библиотечного фонда,
информационных ресурсах и предоставляемых библиотекой услугах;
б) пользоваться справочно-библиографическим аппаратом библиотеки;

в) получать консультационную помощь в поиске и выборе источников
информации;
г) получать во временное пользование на абонементе и в читальном
зале печатные издания, аудиовизуальные документы и другие источники
информации;
д) продлевать срок пользования документами;
е) получать тематические, фактографические, уточняющие и
библиографические справки на основе фонда библиотеки;
ж) получать консультационную помощь в работе с информацией на
нетрадиционных носителях при пользовании электронным и иным
оборудованием;
з) участвовать в мероприятиях, проводимых библиотекой;
и) пользоваться платными услугами, предоставляемыми библиотекой,
согласно уставу гимназии и Положению о платных услугах, утвержденному
директором школы;
к) обращаться для разрешения конфликтной ситуации к руководителю
школы.
36. Пользователи библиотеки обязаны:
а) соблюдать правила пользования библиотекой;
б) бережно относиться к произведениям печати (не вырывать, не
загибать страниц, не делать в книгах подчеркиваний, пометок), иным
документам на различных носителях, оборудованию, инвентарю;
в) поддерживать порядок расстановки документов в открытом доступе
библиотеки, расположения карточек в каталогах и картотеках;
г) пользоваться ценными и справочными документами только в
помещении библиотеки;
д) убедиться при получении документов в отсутствии дефектов, а при
обнаружении проинформировать об этом работника библиотеки.
Ответственность за обнаруженные дефекты в сдаваемых документах несет
последний пользователь;
е) расписываться в читательском формуляре за каждый полученный
документ (исключение: обучающиеся 1-4 классов);
ж) возвращать документы в библиотеку в установленные сроки;
з) заменять документы библиотеки в случае их утраты или порчи им
равноценными, либо компенсировать ущерб в размере, установленном
правилами пользования библиотекой;
и) полностью рассчитаться с библиотекой по истечении срока обучения
или работы в школе.
37. Порядок пользования библиотекой:
а) запись обучающихся в библиотеку производится по списочному
составу класса в индивидуальном порядке, педагогических и иных
работников общеобразовательного учреждения, родителей (иных законных
представителей) обучающихся - по паспорту;
б) перерегистрация пользователей библиотеки производится ежегодно;
в) документом, подтверждающим право пользования библиотекой,

является читательский формуляр;
в) читательский формуляр фиксирует дату выдачи пользователю
документов из фонда библиотеки и их возвращения в библиотеку.
38. Порядок пользования абонементом:
а) пользователи имеют право получить на дом из многотомных изданий
не более двух документов одновременно;
б) максимальные сроки пользования документами:
- учебники, учебные пособия - учебный год;
- научно-популярная, познавательная, художественная литература - 1
месяц;
- периодические издания, издания повышенного спроса - 15 дней;
в) пользователи могут продлить срок пользования документами, если
на них отсутствует спрос со стороны других пользователей.
39. Порядок пользования читальным залом:
а) документы, предназначенные для работы в читальном зале, на дом не
выдаются;
б) энциклопедии, справочники, редкие, ценные и имеющиеся в
единственном экземпляре документы выдаются только для работы в
читальном зале;
40. Порядок работы с компьютером, расположенным в библиотеке:
а) работа с компьютером участников образовательного процесса
производится по графику, утвержденному руководителем учреждения и в
присутствии сотрудника библиотеки;
б) разрешается работа за одним персональным компьютером не более
двух человек одновременно;
в) пользователь имеет право работать с нетрадиционным носителем
информации после предварительного тестирования его работником
библиотеки;
г) по всем вопросам поиска информации в Интернете пользователь
должен обращаться к работнику библиотеки; запрещается обращение к
ресурсам Интернета, предполагающим оплату;
д) работа с компьютером производится согласно утвержденным
санитарно-гигиеническим требованиям.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 89886438968

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».