3.Организация проектной деятельности 3.1.Проектная деятельность является составной частью образовательного процесса школы и проходит в урочное и внеурочное время в течение учебного года. Для организации проектной деятельности могут быть использованы все формы организации образовательного процесса: урок, учебное занятие, познавательная лаборатория, творческая мастерская и др. Домашнее задание может включать в себя элементы проектной деятельности. 3.2.Ресурсом для развития проектной деятельности являются программы и курсы внеурочной деятельности (в том числе и междисциплинарные), внеклассная и внешкольная деятельности. 3.3.В 5-6 классах проекты – относительно короткие (от 2 недель до 1 месяца) творческие задания, требующие работы в одной предметной области под руководством одного педагога, проектные задачи как набор заданий, направленных на поиск лучшего пути достижения результата в виде реального продукта. В 7 классах минипроекты (творческие задания), рассчитанные на 1-2 месяца. В 8-9 классах проекты, рассчитанные на четверть или учебный год и проект должен быть разделен на этапы. 3.4.Индивидуальный итоговой проект выполняется обучающимися основной школы (5-9 классов) и представляет собой учебный проект в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и видов деятельности, способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую). 3.5.Проектная деятельность может осуществляться по следующим направлениям (ФГОС ООО п.18.2.1.4): исследовательское, инженерное, прикладное, информационное, социальное, игровое, творческое или по предметным областям. 3.6.Формы организации проектной деятельности. 3.6.1.Проектная задача – задача, в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение еще никогда не существовавшего в практике ребенка результата («продукта»), и в ходе, решения которой происходит качественное самоизменение группы детей. Проектная задача принципиально носит групповой характер. Творческие задания – короткие индивидуальные задания, которые можно рассматривать как микропроекты, т.к. обучающиеся не ограничены рамками обычного учебного задания, они придумывают и фантазируют. Задания, вытекают из изученного материала и расширяют арсенал применения способа действия и могут носить индивидуальный характер. 3.6.2. Проект – это целенаправленное управляемое изменение, фиксированное во времени. Школьный проект имеет следующую структуру: анализ ситуации, формулирование замысла, цели: анализ ситуации, относительно которой появляется необходимость создать новый продукт (формулирование идеи проектирования); конкретизация проблемы (формулирование цели проектирования); выдвижение гипотез разрешения проблемы; перевод проблемы в задачу (серию задач) выполнение (реализация) проекта: планирование этапов проекта; подбор способов решения; собственно реализация проекта подготовка итогового продукта: обсуждение способов оформления конечных результатов; сбор, систематизация и анализ полученных результатов; подведение итогов, оформление результатов, презентация и оценка. 3.7.Конечный продукт проектной деятельности может быть представлен в любой форме: письменная работа (эссе, аналитические материалы, обзорные материалы, отчёты о проведённых исследованиях, стендовый доклад и др.); художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и др.; материальный объект, макет, иное конструкторское изделие; отчётные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты. Результат проектной деятельности должен иметь практическую направленность. При представлении конечного продукта для внешней оценки необходимо предъявить паспорт проекта, который заполняется обучающимися (Приложение №1). 3.8. Требования к организации проектной деятельности: обучающиеся сами выбирают как тему проекта, так и руководителя проекта; тема проекта утверждается заместителем директора по методической работе; план реализации проекта разрабатывается обучающимся совместно с руководителем проекта. Руководителем проекта может являться любой член педагогического коллектива школы. Если в проекте участвует творческая группа педагогов, то руководителем является один из участников группы. Если проект групповой, то руководитель проекта совместно с участниками проекта формирует проектные группы и назначает их руководителей. Руководителем проектной группы может являться любой обучающийся школы. В состав проектной группы могут входить обучающиеся школы, члены педагогического коллектива, родители и привлеченные специалисты. 3.9.Количество выполняемых проектов определяется рабочей программой учителя по каждому учебному предмету, но не менее 1 проекта в 5-7 классах в учебный год на одного обучающегося. В 8-9 классах 1-2 проекта за учебный год по выбранному предмету или междисциплинарный проект. 4.Критерии оценки проектной деятельности 4.1.Индивидуальный итоговый проект является основным объектом оценки метапредметных результатов, полученных обучающимися в ходе освоения междисциплинарных и предметных учебных программ. Выполнение индивидуального итогового проекта обязательно для каждого обучающегося, его невыполнение равноценно получению неудовлетворительной оценки по любому учебному предмету. 4.2.Проектная работа обучающихся оценивается по критериям: способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, сформированность предметных знаний и способов действий, сформированность регулятивных действий, сформированность коммуникативных действий. Выделяются три уровня сформированности навыков проектной деятельности: базовый, повышенный и высокий. Главное отличие выделенных уровней состоит в степени самостоятельности обучающегося в ходе выполнения проекта. 4.3.Перечень критериев оценивания проектов Критерии оценки проектной работы. Критерий Балл 1. Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить 1-4 базовый уровень, проблему и выбрать адекватные способы её решения, включая 7-9 повышенн. уровень, поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или 10-12 высокий уровень обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание прогноза, модели, макета, объекта, творческого решения и т. п. Данный критерий в целом включает оценку сформированности познавательных учебных действий. 2.Сформированность предметных знаний и способов 1-4 базовый уровень, действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание 7-9 повышенн. уровень, работы, грамотно и обоснованно в соответствии с 10-12 высокий уровень рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий. 3. Сформированность регулятивных действий, 1-4 базовый уровень, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и 7-9 повышенн. уровень, управлять своей познавательной деятельностью во времени, 10-12 высокий уровень использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях. 4.Сформированность коммуникативных действий, 1-4 базовый уровень, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить 7-9 повышенн. уровень, выполненную работу, представить её результаты, 10-12 высокий уровень аргументированно ответить на вопросы. Средний балл выставляется в качестве отметки за предмет 4.4.Защиту проекта обучающиеся проводят на ежегодной школьной конференции «Поколение 20…» (апрель-май текущего года). По результатам проведенной конференции, определяются победители, награждаются сертификатами участники конференции 4.5.Отметки за выполнение проекта в классном журнале выставляются учителями в специально отведённую графу «Проектная деятельность» или «Экзамен» в классном журнале и личном деле. В документ государственного образца об уровне образования – аттестат об основном общем образовании – отметка выставляется в свободную строку. Приложение №1. ПАСПОРТ ПРОЕКТА ФИ обучающегося ________________________________________________ Класс ______ 1. Тема проекта: __________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ 2. Цель проекта __________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ 3. Актуальность выбранной темы________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ 4. Тип проекта __________________________________________________________________________ 5. ФИО руководителя проекта __________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ 6. Этапы работы над проектом: Дата Что делал Затрачено времени Вопрос / затруднение 7. Методы и средства реализации проекта: __________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ 8. Cписок источников информации _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ 9. Описание конечного продукта __________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ 10. Самоанализ и самооценка (Что нового узнал? Чему научился? Мои впечатления от работы над проектом) _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________