Уважаемые руководители методических объединений! В данной брошюре предлагаю методические материалы для подготовки анализа работы методического объединения за истекший 2020-2021 учебный год, планирования работы методического объединения на следующий учебный год. Обращаю ваше внимание на то, что эти документы основываются на основном локальном акте школы «Положение о методическом объединении учителей-предметников муниципального общеобразовательного учреждения «Какинская СОШ» . В этом документе указаны основные направления деятельности МО, задачи работы, документы МО. Если методическое объединение учителей решит организовать творческую группу по разработке методических материалов, то предлагаю вам положение о творческой группе. Напоминаю, что результатом деятельности этой группы может быть какой-либо методический материал: методические рекомендации, дидактические материалы, программа, цифровые материалы и прочее. Также в данной брошюре дан образец оформления примерного протокола заседания МО. Велиев З.Г., заместитель директора по учебной работе 1 Положение о методическом объединении учителей-предметников муниципального общеобразовательного учреждения «Какинская СОШ» I. Общие положения 1.1. Методическое объединение является основным структурным подразделением методической службы школы, осуществляющим проведение учебно-воспитательной, методической, экспериментальной и внеурочной работы по одному или нескольким учебным предметам. 1.2. Методическое объединение организуется при наличии не менее трех учителей по одному предмету или по одной образовательной области. В состав методического объединения могут входить учителя смежных дисциплин. В школе может также создаваться методическое объединение классных руководителей и т.п. 1.3. Количество методических объединений и их численность определяется, исходя из необходимости комплексного решения поставленных перед ОУ задач, и утверждается приказом директора ОУ. 1.4. Методические объединения создаются, реорганизуются и ликвидируются директором ОУ по представлению заместителя директора по учебной работе. 1.5. Методические объединения заместителю директора по учебной работе. подчиняются непосредственно 1.6. В своей деятельности методическое объединение руководствуется Конституцией и законами Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации, органов управления образования всех уровней по вопросам образования и воспитания учащихся, а также Уставом и локальными правовыми актами школы, приказами и распоряжениями директора. II. Задачи и направления деятельности методического объединения Методическое объединение как структурное подразделение школы создается для решения определенной части задач, возложенных на учебное заведение. Работа методического объединения нацелена на эффективное использование и развитие профессионального потенциала педагогов, на сплочение и координацию их усилий по совершенствованию методики преподавания соответствующих учебных дисциплин и на этой основе – на улучшение образовательного процесса. 2 В работе методических объединений учителей в различных видах деятельности предполагается решение следующих задач: — изучение образования; нормативной и методической — выбор школьного компонента, образовательного стандарта; документации разработка по вопросам соответствующего — отбор содержания и составление учебных программ по предмету с учетом вариативности и разноуровневости; — утверждение индивидуальных планов работы по предмету; анализ программ элективных курсов, анализ авторских программ и методик; — утверждение аттестационного материала для итогового контроля в переводных классах; аттестационного материала для государственной итоговой аттестации обучающихся за курс основной школы (экзамены по выбору); — ознакомление с анализом состояния преподавания предмета по итогам внутришкольного контроля; — работа с обучающимися по соблюдению норм и правил техники безопасности в процессе обучения; разработка соответствующих рекомендаций, разработка рекомендаций по сохранению и укреплению здоровья школьников в процессе изучения образовательных дисциплин; — взаимопосещение уроков по определенней тематике с последующим анализом и самоанализом достигнутых результатов; — организация открытых уроков по определенной теме с целью ознакомления с методическими разработками сложных разделов программ; — изучение актуального педагогического опыта; экспериментальная работа по предмету; — организация исследовательской деятельности обучающихся по смежным образовательным дисциплинам; — выработка единых требований в оценке результатов освоения программы на основе разработанных образовательных стандартов по предмету; — разработка системы промежуточной и итоговой аттестации обучающихся (тематическая, семестровая, зачетная и т. д.); — ознакомление с методическими разработками по предмету; анализ методики преподавания предмета; 3 — отчеты о профессиональном самообразовании; работа педагогов по повышению квалификации в институтах (университетах); отчеты о творческих командировках; — организация и проведение предметных недель (декад и т. д.) в образовательном учреждении; организация и проведение I этапа Всероссийских предметных олимпиад, конкурсов, смотров; организация внеклассной работы по предмету с обучающимися (факультативные и элективные курсы, кружки, секции и др.); — укрепление материальной базы и приведение средств обучения, в том числе учебно-наглядных пособий по предмету, к соответствию современным требованиям к образованию. Методическое объединение: проводит первоначальную экспертизу преподавателями в учебные программы; изменений, изучает и обобщает опыт преподавания учебных дисциплин; организует внеклассную деятельность учащихся по предмету; вносимых принимает решение о подготовке методических рекомендаций в помощь учителям; организует разработку методических рекомендаций для учащихся и их родителей в целях наилучшего усвоения соответствующих предметов и курсов, повышения культуры учебного труда; рекомендует учителям различные формы повышения квалификации; организует работу наставников малоопытными учителями; с молодыми специалистами и разрабатывает положения о конкурсах, олимпиадах, предметных неделях (месячниках) и организует их проведение. III. Основные формы работы методического объединения: 3.1. Проведение педагогических экспериментов по проблемам методики обучения и воспитания учащихся и внедрение их результатов в образовательный процесс; 3.2. «Круглые столы», совещания и семинары по учебно-методическим вопросам, творческие отчеты учителей и т.п.; 3.3. Заседания методических объединений по вопросам методики обучения и воспитания учащихся; 4 3.4. Открытые уроки и внеклассные мероприятия по предмету; 3.5. Лекции, доклады, сообщения и дискуссии по методике обучения и воспитания, вопросам общей педагогики и психологии; 3.6. Изучение и реализация в учебно-воспитательном процессе требований нормативных документов, актуального педагогического опыта; 3.7. Проведение предметных и методических недель; 3.8. Взаимопосещение уроков педагогами с последующим анализом проблем и рекомендациями по решению выдвинутых проблем обучения и воспитания. IV. Порядок работы методического объединения 4.1. Возглавляет методическое объединение руководитель, назначаемый директором школы из числа наиболее опытных педагогов по согласованию с членами методического объединения. 4.2. Работа методического объединения проводится в соответствии с планом работы на текущий учебный год. План составляется руководителем методического объединения, рассматривается на заседании методического объединения, согласовывается с заместителем директора по учебной работе и утверждается методическим советом школы. 4.3. Заседания методического объединения проводятся не реже одного раза в четверть. О времени и месте проведения заседания председатель методического объединения обязан поставить в известность заместителя директора школы по учебной работе. 4.4. По каждому из обсуждаемых на заседании вопросов принимаются рекомендации, которые фиксируются в протоколах заседания методического объединения. Рекомендации подписываются председателем методического объединения. 4.5. При рассмотрении вопросов, затрагивающих тематику или интересы других методических объединений, на заседания необходимо приглашать их руководителей (учителей). 4.6. Контроль деятельности МО осуществляется директором школы, его заместителями по методической, учебно-воспитательной работе в соответствии с планами методической работы школы и внутришкольного контроля. V. Документация методического объединения 1. Положение о методическом объединении. 2. Банк данных об учителях МО: количественный и качественны состав 5 ((возраст, образование, специальность, преподаваемы предмет, общий стаж и педагогический, квалификационная категория, награды, звание, домашний телефон). 3. Анализ работы за прошедший учебный год. 4. Задачи МО на текущий учебный год. 5. Тема методической работы, её цель, приоритетные направления и задачи на новый учебный год. 6. План работы МО на текущий учебный год. 7. План-сетка работы МО на каждый месяц. 8. Сведения о темах самообразования учителей МО. 9. Перспективный план аттестации учителей МО. 10. График прохождения аттестации учителей МО на текущий год. 11. Перспективный план повышения квалификации учителей МО. 12. График повышения квалификации учителей МО на текущий год. 13. График проведения текущих контрольных работ (вносят сами учителя или председатели методических объединений. Цель: предупреждение перегрузок учащихся - не более одной контрольной работы в день). 14. График административных контрольных работ на четверть. 15. График проведения открытых уроков и внеклассных мероприятий по предмету учителями МО (утверждается директором школы). 16. Материалы актуального педагогического опыта учителей. 17. Сведения о профессиональных потребностях учителей МО (по итогам диагностики). 18. План проведения самостоятельно). 19. Программы (авторские по предмету, факультативов, кружков, элективных курсов). 20. Информация об учебных программах и их учебно-методическом обеспечении по предмету. 21. Календарно-тематическое планирование (по предмету, индивидуальным, факультативным занятиям, кружкам по предмету). 22. План работы с молодыми и вновь прибывшими специалистам в МО. 6 методической недели (если МО проводит по 23. План проведения предметной недели. 24. Результаты внутришкольного контроля (экспресс-, информационные и аналитические справки), результаты диагностики педагогов и обучающихся. 25. Протоколы заседаний МО. VI. Права методического объединения Методическое объединение имеет право: готовить предложения и квалификационного разряда; рекомендовать учителей для повышения выдвигать предложения об улучшении учебного процесса в школе; ставить вопрос о публикации материалов о передовом педагогическом опыте, накопленном в методическом объединении; ставить вопрос перед администрацией школы о поощрении учителей методического объединения за активное участие в экспериментальной деятельности; рекомендовать учителям различные формы повышения квалификации; обращаться за консультациями по проблемам учебной деятельности и воспитания учащихся к заместителям директора школы; вносить предложения по организации и содержанию аттестации учителей; выдвигать от методического объединения учителей для участия в профессиональных конкурсах. 7 ПОЛОЖЕНИЕ о творческой группе учителей муниципального общеобразовательного учреждения «Какинская СОШ» 1. Общие положения 1.1. Творческая группа педагогов создается в рамках методического объединения или в образовательном учреждении на добровольной основе из числа педагогов, проявляющих интерес к той или иной проблеме, разрешение которой способствует улучшению качества образования и создает условия для самореализации и самоактуализации педагога. 1.2. Результатом работы творческой группы является создание педагогического продукта творческой деятельности нового качества (например, авторского курса, методики, педагогического инструментария, педагогической модели, и др.). 1.3. В состав творческой группы могут входить от 2-х и более человек, независимо от преподаваемого предмета. 1.4. Учителя, входящие в состав творческой группы, освобождаются от участия в других видах методических объединений. 1.5. Руководитель творческой группы избирается членами творческой группы из числа педагогов, обладающих организационными способностями, методами организации групповой работы. 2. Цели и задачи: 2.1. Создание условий для личностного развития членов творческой группы, их самореализации и социализации, формирования устойчивых «Я»структур, гарантирующих самоидентификацию в педагогической культуре и культуре российского народа; 2.2. Разработка новых моделей организации образовательного процесса, педагогической деятельности в соответствии с принципами гуманизации и культуросообразности; 2.3. Формирование педагогической и управленческой рефлексии участников творческой группы. 8 3. Направления и содержание деятельности: 3.1. Поиск и систематизация прогрессивных идей, способствующих модернизации содержания образования, определению миссии образовательного учреждения и ценностных ориентаций всех участников образовательного процесса; 3.2. Проведение педагогических исследований и формирование аналитических выводов по инновационным направлениям развития образования; 3.3. Проектирование новых образовательных моделей, отвечающих современным задачам образования; 3.4. Разработка и апробация программно-методических комплексов, методик, дидактических средств и т.п. новаторского типа по предмету, образовательным областям, направлениям педагогической деятельности; 3.5. Подготовка научно-методических рекомендаций по инновационным направлениям педагогической деятельности; 3.6. Инициация конференций, творческих конкурсов, мастерклассов, педагогических марафонов и т.п.; 3.7. Изучение актуального педагогического опыта; 3.8. Педагогическая поддержка творческих объединений учащихся. 4. Порядок функционирования творческой группы. Документация. 4.1. Творческая группа создается и прекращает свою деятельность по мере решения стоящих перед группой задач и по инициативе участников группы. 4.2. Группа имеет план работы и оформленные результаты творческого решения проблем в виде продукта творческой, индивидуальной или коллективной педагогической деятельности (авторскую программу, методические рекомендации, памятки, публикации, календарно-тематическое планирование и др.). 4.3. Методический и педагогический советы лицея оказывают содействие в экспертизе результатов деятельности группы и продвижении передовых идей, рекомендаций и актуального педагогического опыта. 9 РЕКОМЕНДАЦИИ К АНАЛИЗУ РАБОТЫ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ ЗА 2020-2021 УЧЕБНЫЙ ГОД З.Г.Велиев, заместитель директора по учебной работе Основными компонентами организации работы методического объединения являются: характеристика кадрового состава; составление продуманного плана работы исходя из задач, стоящих перед школой в данный период, и анализа деятельности за истекший период; практическая реализация плана работы силами педагогов, входящих в методическое объединение, всесторонняя взаимопомощь . Характеристика кадрового состава включает вопросы, связанные с профессиональным уровнем педагога, его образованием, повышением квалификации, аттестацией, педагогическим стажем, нагрузкой, ученой степенью, званиями, наградами, индивидуальным планом самообразовательной работы и другими аспектами деятельности. Знание профессиональных качеств учителей, их творческого потенциала поможет грамотно спланировать работу методического объединения. План должен соответствовать потребностям школы и требованиям среды. Цели, которые ставятся, должны быть реальными и достижимыми. При этом нужно помнить, что цель — это ожидаемый результат образования, а задачи — формулировки того, как мы хотим достичь этих целей и что для этого необходимо сделать. План — это программа достижения целей, которая отражает задачи, объединяет усилия руководителей и исполнителей, обеспечивает последовательность мероприятий и преемственность в работе всех структур образовательного учреждения. План должен показывать, кто и что должен делать и в какие сроки. Планирование работы МО необходимо начать с всестороннего анализа деятельности за истекший период. Анализировать – значит сравнивать, лучше или хуже стали работать, что обеспечило успех, продвижение вперед; каковы причины имеющихся недостатков 10 УСЛОВИЯ: кадровые, УМК, ТСО, кабинет, урочная и внеурочная работа ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: использование СОТ, АПО, инновации, организация УВП, мастерство учителей РЕЗУЛЬТАТ: результаты мониторинга в сравнении (школьный, муниципальный, региональный и ЕГЭ или ГИА), результаты итоговой аттестации уч-ся АНАЛИЗ: что повлияло на результат деятельности (создание условий или деятельность учителей и в целом МО?), сравнить результаты за учебный год, что обеспечило успех, продвижение вперед; каковы причины имеющихся недостатков Цель анализа: оценка результатов деятельности методического объединения, выявление проблем в методической работе, разработка задач для нового годового плана, определение путей совершенствования работы. Источники анализа: нормативные документы; записи анализа посещенных уроков, протоколов; результаты диагностик, контрольных работ, учебного мониторинга, аттестации учащихся; результаты аттестации учителей; результаты повышения квалификации учителей; материалы анкетирования учителей; статистические документы; систематизированные данные по каждому виду деятельности (таблицы, диаграммы, графики, качественные характеристики). Общие требования к анализу: четкость построения по блокам или разделам плана; логичность, последовательность изложения; аргументированность (сравнение с прошлогодними показателями); доказательность выводов; четкость и педагогическая обоснованность предложений; применение наглядности (графики, таблицы, диаграммы); Структура анализа: 11 I блок – Введение, где дается общая оценка работы по выполнению задач, поставленных перед методическим объединением в прошедшем учебном году. Делается вывод: какие задачи и разделы плана выполнены полностью, какие нет, почему и как это отразилось на конечных результатах. II блок – Состояние работы с педагогическими кадрами, ее результативность. 1) Анализ педагогических кадров по образованию, стажу, возрасту, квалификационной категории (сравнительно с прошлым годом, что изменилось, перечислять не нужно). 2) Анализ работы по учебно-методическому обеспечению образовательного процесса по предмету. Анализ учебных программ и учебников, используемых в образовательном процессе (соответствует ли инструктивно-методическому письму Департамента образования? Что изменено именно в нашем лицее?). 3) Анализ работы по повышению квалификации педагогов (курсы), ее эффективность. Повлияло ли это на качество образования школьников в истекшем учебном году? 4) Анализ тематики заседаний МО: актуальность, конкретность решений, меры по их реализации. Осветить главные методические вопросы, которые обсуждались на заседаниях МО. 5) Анализ работы МО над единой методической темой. Какие рекомендации или другие результаты получены при работе над единой методической темой объединения? 6) Анализ инновационной деятельности МО. Что нового использовано в методике преподавания и как это повлияло на качество образования школьников? 7) Анализ работы по проведению аттестации педкадров, ее результаты. 9) Анализ деятельности других форм работы МО. 10) Итоги индивидуальной методической работы учителей. Внедрение лучшего педагогического опыта в практику. Кого и по каким темам самообразования заслушали на заседаниях МО или на методических семинарах? 11) Анализ использования учебных кабинетов в образовательном процессе по предмету и эффективность использования ТСО с мультимедийными приложениями. III. блок – Проблемный анализ состояния преподавания, качества образования обучающихся. 1) Анализ образовательного процесса по предмету (по результатам посещения уроков, административных контрольных и срезовых проверочных работ, тестирования, мониторинга различного уровня). 12 Обязательно включить таблицу «Динамика уровня качества знаний обучающихся за 2020-2021 учебный год по предмету» класс учитель 1 четверть 2 четверть 3 четверть 4 четверть экзамен ИТОГ Проиллюстрировать эту таблицу диаграммами по каждому учителю, по параллелям (все классы в параллели), по параллелям (между параллелями). Получится три вида диаграмм. А затем проанализировать, почему получился такой результат. Сравнить обязательно результаты ЕГЭ и ОГЭ с результатами за учебный год: найти объяснение, почему результат получился лучше или хуже по сравнению с результатами годовых оценок. 2) Анализ и результаты внеклассной работы по предметам. 3) Анализ и результаты работы с одаренными детьми. Кроме перечисления, что именно делали педагоги для подготовки школьников к олимпиадам и конкурсам, следует включить таблицу «Результаты участия обучающихся в олимпиадах муниципального, регионального и федерального уровней» (по возрастанию) ФИ класс учитель предмет уровень результат ученика «Результаты участия обучающихся в творческих конкурсах, соревнованиях, конференциях муниципального, регионального и федерального уровней» (по возрастанию) ФИ класс учитель Название уровень результат ученика конкурса IV блок – Задачи, над которыми методическое объединение будет работать в будущем учебном году. Вначале по результатам анализа МР следует выделить ПРОБЛЕМЫ преподавания, организации УВП по предмету, в целом методической работы по организации дополнительного профессионального образования педагогов, образования школьников. Затем наметить пути решения этих проблем, т. е. задачи. 13 Рекомендации по планированию работы методического объединения учителейпредметников на учебный год План работы методического объединения учителей-предметников является одним из основных обязательных документов МО. Планирование составляется на учебный год, рассматривается на заседании МО в августе в начале учебного года, рассматривается на методическом совете школы и рекомендуется к использованию, утверждается директором школы. Спланировать деятельность методического объединения – значит определить цели, состав, структуру и сроки выполнения мероприятий, необходимых для достижения поставленных целей. Планы служат основным средством управления деятельностью педагогического коллектива. Намеченные планы должны учитывать специфику преподаваемых дисциплин в МО, должны быть научно-обоснованными, учитывать реальные ресурсы и возможности, последствия принимаемых на заседаниях МО решений. В основе планирования работы методического объединения должны лежать следующие принципы: гуманизм; демократизация – активизация участия всех учителей в планировании деятельности МО; научность, аналитичность; системный подход – сбалансированность плана работы МО с планом работы школы; перспективность – направленность на конечный результат; преемственность – «связанность» всех планов в образовательном учреждении; ритмичность – равномерное распределение всех мероприятий в течение года между членами МО; конкретность; реальность – достижимость; динамичность – изменяемость под влиянием внешних и внутренних условий; принцип главного звена – выбор главных задач на учебный год. План работы методического объединения должен содержать: анализ работы МО за прошедший учебный год; тему, цель и задачи на новый учебный год; систему работы по реализации целей и задач в новом учебном году. 14 Проблемно-ориентированный анализ работы МО за прошедший учебный год. Анализ методической деятельности МО за истекший год на основе данных мониторинга эффективности работы. Критериями успешности работы МО являются конечные результаты, тенденции развития образовательного процесса. Степень успешности определяется положительными изменениями, достигнутыми МО по сравнению с предыдущими годами. Анализ работы учителей методического объединения должен содержать: сравнение с предыдущим учебным годом по всем показателям деятельности МО; аргументированность и точность оценок; установление причинно-следственных связей и доказательности выводов; использование диаграмм, таблиц, графиков, иллюстрирующих выводы; четкость и педагогическую обоснованность выводов и предложений. Проблема (проблемы), которую(ые) необходимо решить. Цель и задачи на новый учебный год. Цель и задачи методического объединения на новый учебный год формулируются исходя из перспективных целей работы, определенных в Уставе школы, программе ее развития; анализа состояния работы МО, степени решения проблем в предыдущие годы; требований социального заказа; научных рекомендаций и реальных возможностей. Конкретизируется цель в задачах по каждому направлению деятельности. Основные направления деятельности методических объединений, по которым может осуществляться планирование работы: I. Организационно-методическая работа. Тематика заседаний МО. Изучение, обобщение и распространение актуального педагогического опыта. Организация деятельности проблемных, рабочих, творческих групп. Организация и проведение коллективных форм методической работы. Организация взаимопомощи, взаимопосещения занятий. Создание баз и банков данных, способствующих эффективной реализации методической деятельности. II. Информационно - методическое сопровождение непрерывного образования педагогов. Планирование работы преподавателей по самообразованию; распространение актуального опыта работы и т.д. 15 График прохождения курсовой подготовки и планирование отчетов педагогов по материалам курсов. Методические семинары, практикумы. Подготовка и участие в конкурсах профессионального мастерства, конференциях, педагогических чтениях, фестивалях и т.п. Творческие отчеты педагогов, рабочих и творческих групп. Предъявление результатов самообразования педагогов в различных формах. Информирование педагогов об УМК, новинках педагогической литературы, современных образовательных технологиях, результативности деятельности педагогов. III. Информационно - методическое сопровождение инновационной деятельности. Формирование информационно-методической базы инновационной деятельности. Изучение инновационных технологий, создание условий для их внедрения учителями МО, прогнозирование результатов внедрения и сравнение прогнозируемых результатов с реальными. Информирование о ходе реализации содержания инновационной деятельности. Методические мероприятия для педагогов, направленные на повышение их педагогического мастерства и позволяющие наиболее качественно реализовать инновации в образовательном процессе (семинары, практикумы, консультации, открытые уроки, мастер-классы, творческие отчеты др.). IV. Информационно – методическая поддержка подготовки и проведения аттестации педагогических кадров. График аттестации педагогических кадров. Открытые занятия, творческие отчеты аттестуемых педагогов. Изучение и анализ результатов работы педагога. Экспертиза материалов аттестуемого педагога. V. Информационно - методическое сопровождение деятельности педагогов по подготовке к итоговой аттестации обучающихся 9-х классов в форме ОГЭ и 11-х классов в форме и по материалам ЕГЭ. Инструктивно-методические совещания (изучение методических писем и рекомендаций). Практические занятия по заполнению бланков регистрации, бланков ответов. Практикумы по методике тестирования. 16 VI. Мониторинг эффективности методической работы. Отслеживание хода и результативности деятельности учителей МО, выявление причин, оказание помощи педагогам при отрицательной и изучение опыта при положительной динамике. Диагностика профессионального мастерства педагогов. Заполнение профессиональной карты педагога. Анкетирование педагогов по выявлению эффективности методической работы. Создание банка статистических данных, необходимых для анализа результативности методической работы. В зависимости от специфики предметов в план работы методического объединения могут включаться и другие разделы. Все заседания методического объединения планируются с учетом целей и задач МО на данный учебный год. В целях более полного и глубоко изучения рассматриваемых на заседании МО методических проблем в повестку дня включается не более 3х вопросов. Назначение плана в практической деятельности предъявляет следующие требования к качеству планирования: - полнота – обеспечивается включением в план необходимых и достаточных действий для достижения цели; целостность, скоординированность – обеспечивается согласованностью действий по содержанию и срокам; - сбалансированность и реалистичность по всем ресурсам; - рациональная степень детализации – обеспечивается рациональной степенью обобщенности и конкретности запланированных действий; - контролируемость – обеспечивается возможностью оценить промежуточные и конечные цели; - устойчивость к сбоям – состоит в возможности своевременно выявлять и устранять сбои; - реалистичность с точки зрения сроков реализации; - гибкость планирования – обеспечивается устойчивостью к сбоям, вариативностью. Критериями оптимальности планов работы методического объединения учителей-предметников являются общественная значимость целей и задач, определенных для МО на учебный год, построение плана на основе анализа, единство целей и планируемой работы, реальность (выполняемость) планов. После определения темы, над которой работают учителя данного цикла, нужно наметить форму ее практического выхода : выступление на семинаре, представление опыта работы с практическим показом на открытом уроке, доклад на научно-практической конференции и т. д. 17 Для обеспечения современного уровня методической работы в образовательном учреждении важно организовать работу по ознакомлению учителей с нормативными документами, новинками методической и специальной литературы, монографиями. На заседаниях методического объединения могут рассматриваться вопросы, связанные с составлением рекомендаций, памяток, алгоритмов для изучения наиболее трудных тем программы, вопросы по формированию, изучению и распространению передового педагогического опыта. Для того чтобы бесценный педагогический опыт не пропал, необходимо к нему бережно относиться и грамотно оформлять в виде методических «копилок», отчетов, публикаций. Возможна организация выставки конспектов уроков, творческих работ, рефератов, наглядных пособий, лучших тетрадей. Методическое объединение составляет план-график взаимных посещений уроков с целью совершенствования педагогического мастерства. Большое значение в работе методического объединения имеет квалифицированная помощь, наставничество в работе с молодыми специалистами. 18 Тематика заседаний МО 1. Анализ работы МО 2. План работы МО 3. Календарн о-тематическое планирование ноябрь октябрь август Содержание деятельности сентябрь План работы МО можно представить в виде сетки на учебный год 1.Анализ УВП за 1 четверть 2.Анализ школьного тура олимпиад 3.О подготовке к ЕГЭ и ОГЭ Методические семинары, конференции, конкурсы Работа с документами Контроль УВП по образовательным областям Мониторинг образования Подготовка к ЕГЭ и ОГЭ Работа с ОД Изучение и распространение АПО учителей Изучение трудных вопросов программы по образовательным областям Изучение современных образовательных технологий и методов обучения Реализация педагогических исследований педагогов Организация внеурочной деятельности обучающихся Диагностика педагогов Творческие отчеты педагогов, рабочих и творческих групп Деятельность учебных кабинетов Предметная неделя Методическая неделя 19 План можно составить в традиционном виде по указанным разделам, при этом выделив отдельно повестку дня пяти плановых заседаний МО (внеплановые заседания МО могут проводиться по мере поступления вопросов). №пп Содержание Сроки Ответственный деятельности проведения 1. Организационно-методическая работа 1.1 1.2 2. Информационно - методическое сопровождение образования педагогов 2.1 Результат исполнения непрерывного Примерная схема протокола заседания методического объединения ПРОТОКОЛ № ___ заседания методического объединения учителей естественнонаучного цикла «МКОУ Какинская СОШ » от «____»________ 20__г. Присутствовали: ____ человек (или поименно): ПОВЕСТКА ДНЯ: 1. Анализ работы методического объединения учителей естественнонаучного цикла за 20 -20 учебный год. 2. Рассмотрение плана работы МО на 20 -20 учебный год. 3. Изучение инструктивно-методических писем Департамента образования Белгородской области. 4. Рассмотрение календарно-тематического планирования по образовательным областям «химия», «физика», «биология» на учебный год. 5. Об особенностях организации работы методического объединения в условиях сетевого взаимодействия. I. Слушали об итогах работы методического объединения за 20 учебный год. Доклад (Ф.И.О.), руководитель МО. Тезисы доклада. Излагаются результаты анализа методической деятельности МО за истекший год на основе данных мониторинга эффективности работы, проблема (проблемы), которую(ые) необходимо решить, цель и задачи на новый учебный год. (Доклад прилагается) 20 Выступили: 1. Ф.И.О., учитель физики. Тезисы его выступления: дает оценку работе МО за учебный год, вносит предложения по совершенствованию методического сопровождения образовательного процесса или его составляющих (инновационной деятельности, аттестации педагогов, итоговой аттестации, предпрофильной подготовки и профильного обучения и др.). 2. Ф.И.О., учитель химии. Тезисы его выступления: дает оценку работе МО за учебный год, вносит предложения по повышению эффективности форм методической работы, актуальности и востребованности их тематической направленности и т.п. 3. Ф.И.О., учитель биологии. Тезисы его выступления: дает оценку работе МО за учебный год, вносит предложения по плану работы МО на 20 -20 учебный год, предлагает его принять. Решение: 1. Отметить направленность работы МО на обеспечение дополнительного непрерывного образования педагогов. Признать работу МО в 20 учебном году – удовлетворительной. Голосовали «за» - единогласно. 2. Определить приоритетными на 20 - учебный год следующие задачи: (перечислить) 3. Принять план работы МО на 20 - учебный год (план прилагается). Слушали о содержании инструктивно-методических писем Управления образования Ахтынского района. Информация руководителя МО . (письма прилагаются). Выступили: 1. Ф.И.О., учитель физики. Тезисы его выступления: с предлагаемым количеством часов не вполне согласен, так как в школе … 2. Ф.И.О., учитель химии. Тезисы его выступления: дала оценку учебнику «____» Решение: 1. Принять к использованию ИМП управления образования Ахтынского района. 2. Внести следующие изменения: … 3. ….. IV. Слушали об особенностях организации работы методического объединения в условиях сетевого взаимодействия. Информация Ф.И.О., заместителя директора по УР. Тезисы информации. (Информация прилагается) Руководитель МО Ф.И.О. II. 21 Примерные темы для рассмотрения на заседаниях методических объединений 1. Об итогах работы методического объединения за 20 - учебный год и совершенствовании информационно-методического обеспечения образовательного процесса в 20 - учебном году. 2. Об особенностях организации работы методического объединения в условиях сетевого взаимодействия. 3. О совершенствовании методического сопровождения инновационной деятельности педагогов. 4. О ходе распространения актуального педагогического опыта учителей – победителей конкурсов. 5. Об информационно-методическом обеспечении предпрофильной подготовки и профильного обучения. 6. О методическом обеспечении качества преподавания предметов естественно-математического (гуманитарного и др.) цикла. 7. О совершенствовании методической поддержки педагогов в ходе подготовки школьников к ЕГЭ. 8. О выполнении педагогами послекурсового творческого задания. 9. О совершенствовании информационно-методического обеспечения внедрения инновационных (информационных и др.) образовательных технологий. 10. О ходе работы педагога (ов) (ФИО) по теме (ам) самообразования. 11. О методическом обеспечении использования интерактивных (электронных и др.) средств обучения (ресурсов Интернет, мультимедийных ресурсов и др.) в практике работы учителя. 12. Об изучении наиболее трудных вопросов учебной программы в данной образовательной области. 13. Изучение новых программ и учебников. 22 ОТЧЕТ РУКОВОДИТЕЛЯ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ О РЕЗУЛЬТАТАХ РАБОТЫ ЗА 20 -20 УЧЕБНЫЙ ГОД НА МЕТОДИЧЕСКОМ СОВЕТЕ ГОДА 1. Количество учителей в МО, аттестация, курсы 2. Тема МО и темы самообразования каждого учителя. Результаты работы каждого учителя по теме самообразования в течение этого учебного года (выступление, статья, разработка, дидактический материал). 3. Методические семинары, открытые уроки, мастер-классы, распространение АПО учителей. 4. Инновационная деятельность учителей МО. 5. Состояние качества образования обучающихся: Обязательно включить таблицу «Динамика уровня качества знаний обучающихся за 2008-2009 учебный год по предмету» класс учитель 1 четверть 2 четверть 3 четверть 4 четверть экзамен ИТОГ Проиллюстрировать эту таблицу диаграммами по каждому учителю, по параллелям (все классы в параллели), по параллелям (между параллелями). Получится три вида диаграмм. Сравнить обязательно результаты пробных ЕГЭ и ОГЭ с результатами за учебный год: найти объяснение, почему результат получился лучше или хуже по сравнению с результатами годовых оценок. 4) Анализ и результаты внеклассной работы по предметам. 5) Анализ и результаты работы с одаренными детьми. Кроме перечисления, что именно делали педагоги для подготовки школьников к олимпиадам и конкурсам, следует включить таблицу «Результаты участия обучающихся в олимпиадах муниципального, регионального и федерального уровней» (по возрастанию) ФИ класс учитель предмет уровень результат ученика «Результаты участия обучающихся в творческих конкурсах, соревнованиях, конференциях муниципального, регионального и федерального уровней» (по возрастанию) ФИ класс учитель Название уровень результат ученика конкурса 6. Тематика заседаний методического объединения за год. Выступление (до 7 минут) желательно проиллюстрировать компьютерной презентацией. 23 ПРИМЕРНАЯ СХЕМА АНАЛИЗА УВП ЗАМЕСТИТЕЛЯ ДИРЕКТОРА, КУРИРУЮЩЕГО УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ Для анализа работы школы прошу подготовить раздел «Анализ учебной деятельности образовательной области «_____________»» по следующей схеме: 1. УМК (перечислить по параллелям) 2. Результаты обучения по всем классам в единой таблице клас учител 1 2 3 4 экзаме Итоговы с ь четверт четверт четверт четверт н й УКЗ ь ь ь ь 7 8 ИТОГО: классы …..% ИТОГО: по предмету …% Далее диаграмма «Динамика УКЗ обучающихся по (предмет) за 20 -20 учебный год» ( за 4 четверти) Анализ динамики УКЗ по четвертям за учебный год: что лучше, что хуже, причины такого состояния. 3. В целях контроля качества образования образовательной области «_______» в течение учебного года проведен мониторинг школьного, муниципального и регионального уровня. Школьный уровень дата класс учитель Уровень Уровень успеваемости качества знаний ИТОГО: Муниципальный уровень дата класс учитель Уровень успеваемости Уровень качества знаний ИТОГО: Региональный уровень дата класс учитель Уровень успеваемости Уровень качества знаний 24 ИТОГО: Федеральный уровень дата класс учитель Уровень успеваемости Уровень качества знаний ИТОГО: Анализ динамики УКЗ за учебный год: что лучше, что хуже, причины такого состояния. 4. Для повышения учебной мотивации школьников при изучении предмета, для создания условий их самореализации в течение учебного года педагоги-предметники проводили большую внеурочную деятельность, которая способствовала получению качественного образования по (предмет). (Перечислить мероприятия и педагогов, их проводивших: олимпиады, спартакиады, творческие конкурсы, предметные недели, научно-исследовательские работы и пр.) 5. Анализ данных образовательной области «________» выявил ряд проблем, которые следует решить в следующем учебном году: (далее перечислить, что не получилось, например: недостаточное использование контроля в тестовой форме при подготовке к ЕГЭ с целью своевременного выявления проблем обучения и устранения этих проблем и пр.) 6. Для решения указанных проблем в 20 -20 учебном году нужно решить следующие задачи: (далее перечислить, что сделать (глагол)) 25