1 СОДЕРЖАНИЕ Пояснительная записка………………………………………………………………………….3 1.Особенности организуемого в МКОУ «Какинская СОШ» воспитательного процесса……………………………………………………………………..4 2. Цель и задачи воспитания…………………………………………………………………..5 3.Виды, формы и содержание деятельности………………………………………….8 3.1 Инвариантные модули……………………………………………………………………..8 3.1.1. Модуль «Классное руководство»…………………………………………………..8 3.1.2. Модуль «Школьный урок»…………………………………………………………..10 3.1.3. Модуль «Курсы внеурочной деятельности»……………………………….11 3.1.4. Модуль «Самоуправление»………………………………………………………….12 3.1.5. Модуль «Профориентация»………………………………………………………...12 3.1.6. Модуль «Работа с родителями (законными представителями) обучающихся»………………………………………………………………………………………13 3.2. Вариативные модули…………………………………………………………………….13 3.2.1. Модуль «Ключевые общешкольные дела»…………………………………13 3.2.2. Модуль «Детские общественные объединения»…...……………………14 3.2.3.Модуль «Экскурсии, экспедиции, походы»………………………………….15 3.2.4. Модуль « Школьные медиа»………………………………………………………..16 3.2.5. Модуль «Организация предметно-эстетическои среды»……………16 4. Основные направления самоанализа воспитательнои работы…….....17 Приложение 1. Календарь мероприятии программы воспитания (уровень начального общего образования)……………………………………………………………………………20 Приложение 2. Календарь мероприятии программы воспитания (уровень основного общего образования)……………………………………………………………………………23 Приложение 3. Календарь мероприятии программы воспитания (уровень среднего основного общего образования…………………………………………………………..27 2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа воспитания (далее - Программа) является нормативно - управленческим документом Муниципального казенного общеобразовательного учреждения Республики Дагестан «Какинская средняя общеобразовательная школа» имени Гусейнова С.М., определяющим организационно - управленческие и содержательно- деятельностные направления осуществления воспитательной работы в общеобразовательной организации. Настоящая Программа школы разработана на основе следующих нормативных документов: - Конституция Российской Федерации (от 12.12.1993г.); - Конвенции о правах ребенка (от 20.11.1993г.); - Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012г., №273-ФЗ; с изм.); - Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении Федерального Государственного Образовательного стандарта начального общего образования» (от 06.10.2009г., №373; с изм.); - Устава Муниципального казенного общеобразовательного учреждения Республики Дагестан «Какинская средняя общеобразовательная школа». Настоящая Программа представляет собой открытый для всех субъектов образовательной деятельности документ, который дает представление о направлениях и содержании воспитательной работы МКОУ «Какинская СОШ». В центре рабочей программы воспитания находится личностное развитие обучающихся, формирование у них системных знаний о различных аспектах развития Республики Дагестан, России и мира. Таким образом, одним из результатов реализации программы станет приобщение обучающихся к российским, в том числе и дагестанским традиционным духовным ценностям, к общечеловеческим идеалам гуманизма, правилам и нормам поведения в обществе. Программа призвана обеспечить достижение обучающимися личностных результатов, указанных во ФГОС: формирование основ российской идентичности, готовность обучающихся к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению; формирование ценностных установок и социально-значимых качеств личности; активное участие в социально-значимой деятельности. Рабочая программа воспитания в МКОУ «Какинская СОШ» включает в себя четыре основных раздела: 1. Особенности организуемого в МКОУ «Какинская СОШ» воспитательного процесса. 2. Цели и задачи воспитания. 3. Виды, формы и содержание деятельности. 4. Основные направления самоанализа воспитательной работы. В разделе «Особенности организуемого в МКОУ «Какинская СОШ» воспитательного процесса», представлена специфика деятельности образовательнои организации в сфере воспитания. В разделе «Цель и задачи воспитания» на основе базовых общественных ценностеи формулированы цель воспитания и задачи, которые школе предстоит решать для достижения цели. В разделе «Виды, формы и содержание деятельности», показано, каким образом будет осуществляться достижение поставленнои цели и задач воспитания. Данныи раздел может состоять из нескольких инвариантных и вариативных модулеи, каждыи из которых ориентирован на одну из поставленных школои задач воспитания и соответствует одному из направлении воспитательнои работы школы. Инвариантными модулями являются: - «Классное руководство», - «Школьныи урок», -«Курсы внеурочнои деятельности», -«Самоуправление» 3 -«Профориентация». - «Работа с родителями». Вариативными модулями являются: - «Ключевые общешкольные дела», - «Детские общественные объединения», - «Экскурсии, экспедиции, походы», - «Школьные медиа», -«Организация предметно-эстетическои среды». В разделе «Основные направления самоанализа воспитательной работы», показано, каким образом и по каким направлениям в образовательнои организации осуществляется самоанализ организуемои в неи воспитательнои работы. В данном разделе представлен перечень основных направлении мониторинга. К рабочеи программе воспитания МКОУ «Какинская СОШ» прилагается ежегодныи календарныи план воспитательнои работы. 1. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗУЕМОГО В МКОУ «Какинская СОШ» ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Воспитание – есть управление процессом развития личности через создание благоприятных для этого условии. Целью воспитательнои работы в МКОУ «Какинская СОШ» является создание условий для формирования разносторонне развитой, творческой, нравственно зрелой и социально адаптированной личности, уважающего законные права и свободы других людей, воспитанной на национальных традициях Республики Дагестан и РФ. Современные требования обеспечить высокий, образовательный, творческий и социальный уровень обучающихся при максимально полезном и плодотворном использовании свободного времени и сохранения их здоровья, определяют необходимость создания единой воспитательной системы в образовательной организации, которая выстраивается на основе интересов обучающихся и использовании разнообразных видов и форм занятий с учениками. Процесс воспитания в МКОУ «Какинская СОШ» основывается на следующих принципах взаимодеиствия педагогов и обучающихся: - соблюдение законности и прав семьи и обучающегося, соблюдение конфиденциальности информации в их отношении, приоритета безопасности обучающегося при нахождении в образовательнои организации; - ориентир на создание в образовательнои организации психологически комфортнои среды для каждого обучающегося и взрослого, обеспечивающеи конструктивное взаимодеиствие обучающихся и педагогов; - реализация процесса воспитания главным образом через создание в школе детско – взрослых общностеи, которые бы объединяли обучающихся и педагогов яркими и содержательными событиями, общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу; - организация основных совместных дел обучающихся и педагогических работников как предмета совместнои заботы и взрослых, и обучающихся; - системность, целесообразность и нешаблонность воспитания как условия его эффективности. Ведущими традициями воспитания в МКОУ «Какинская СОШ» являются следующие: - основои годового цикла воспитательнои работы школы являются «Ключевые общешкольные дела», через которые осуществляется интеграция воспитательных усилии пед агогических работников; - важнои чертои каждого ключевого дела и большинства используемых для воспитания других совместных дел педагогических работников и обучающихся являются коллективная ра зработка, коллективное планирование, коллективное проведение и коллективныи анализ их р езультатов; 4 - в образовательнои организации создаются такие условия, при которых по мере взросл ения обучающегося увеличивается и его роль в совместных делах (от пассивного наблюдателя до организатора); - в проведении общешкольных дел отсутствует соревновательность между классами, поощряе тся конструктивное межклассное и межвозрастное взаимодеиствие обучающихся, а также их с оциальная активность; - педагоги школы ориентированы на формирование коллективов в рамках школьных кл ассов, кружков, студии, секции и иных детских и молодежных объединении, на установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношении; - ключевои фигурои воспитания в школе является классныи руководитель, реализующи и по отношению к обучающимся защитную, личностно развивающую, организационную, посре дническую (в разрешении конфликтов), просветительскую функции. Воспитательная работа в образовательнои организации условно разделена на три блока, включающая в себя работу с обучающимися, работу с родителями и р аботу с классными руководителями, при обеспечении согласованности и взаимного дополнени я этих блоков. Работа с родителями организуется через систему родительских собрании, родительскии ком итет, непосредственныи контакт родителеи с педагогами, классными руководителями и админ истрациеи образовательнои организации. 2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ Современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, своей малой родины, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для нашего общества ценностях, на исторически сложившемся идеале национального характера (таких как семья, труд, честь, отечество, история, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек) формулируется общая цель воспитания в общеобразовательнои организации – личностное развитие обучающихся, проявляющееся: -в усвоении ими знании основных социальных, правовых и нравственных норм, которые общество выработало на основе этих ценностеи; -в развитии их позитивных отношении к этим общественным ценностям (то есть в развитии их социально значимых отношении); -в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знании и отношении на практике (то есть в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел). Данная цель ориентирует педагогов на обеспечение соответствия личности обучающегося единому уровню воспитанности, а на обеспечение позитивнои динамики развития его личности. В связи с этим важно сочетание усилии педагогического работника по развитию личности ребенка и усилии самого обучающегося по своему саморазвитию. Их сотрудничество, партнерские отношения являются важным фактором успеха в достижении цели. Конкретизация общеи цели воспитания применительно к возрастным особенностям обучающихся позволяет выделить в неи следующие целевые приоритеты, которым необходимо уделять чуть большее внимание на разных уровнях общего образования: 1. В воспитании обучающихся младшего школьного возраста (уровень начального общего образования) целевым приоритетом является создание благоприятных условий для усвоения обучающимися социально значимых знаний – знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут. Выделение данного приоритета связано с особенностями обучающихся младшего 5 школьного возраста: с их потребностью самоутвердиться в своем новом социальном статусе статусе обучающегося, то есть научиться соответствовать предъявляемым к носителям данного статуса нормам и принятым традициям поведения. Такого рода нормы и традиции задаются в школе педагогическими работниками и воспринимаются обучающимися именно как нормы и традиции поведения обучающегося. Знание их станет базои для развития социально значимых отношении обучающихся и накопления ими опыта осуществления социально значимых дел и в дальнеишем, в подростковом и юношеском возрасте. К наиболее важным из них относятся следующие: -быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрои), внуком (внучкои); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную для ребенка домашнюю работу, помогая старшим; -быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как в учебных занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца; -знать и любить свою Родину – свои роднои дом, двор, улицу, город, село, свою страну; -беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоемы); -проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к силе; -стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания; -быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым; -соблюдать правила личнои гигиены, режим дня, вести здоровыи образ жизни; -уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом людям; уважительно относиться к людям инои национальнои или религиознои принадлежности, иного имущественного положения, людям с ограниченными возможностями здоровья; -быть уверенным в себе, общительным, не стесняться быть в чем-то непохожим на других ребят; уметь ставить перед собои цели и проявлять инициативу, отстаивать свое мнение и деиствовать самостоятельно, в случае необходимости обращаться к опыту и советам старших. Знание обучающимся младших классов данных социальных норм и традиции, понимание важности следования им имеет особое значение для обучающегося этого возраста, поскольку облегчает его вхождение в широкии социальныи мир, в открывающуюся ему систему общественных отношении. 2. В воспитании обучающихся подросткового возраста (уровень основного общего образования) таким приоритетом является создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений школьников, и прежде всего, ценностных отношений: -к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья; -к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне; - к своему Отечеству, своей малой и большой Родине, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать; -к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека; -к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье; -к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда; 6 -к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение; -к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир; -к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества; -к родному языку как духовному богатству народа; -к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее. Данный ценностный аспект человеческой жизни чрезвычайно важен для личностного развития облучающегося, так как именно ценности во многом определяют его жизненные цели, его поступки, его повседневную жизнь. Выделение данного приоритета в воспитании обучающихся, обучающихся на ступени основного общего образования, связано с особенностями детей подросткового возраста: с их стремлением утвердить себя как личность в системе отношений, свойственных взрослому миру. В этом возрасте особую значимость для детей приобретает становление их собственной жизненной позиции, собственных ценностных ориентаций. Подростковый возраст – наиболее удачный возраст для развития социально значимых отношений обучающихся. 3. В воспитании обучающихся юношеского возраста (уровень среднего общего образования) таким приоритетом является создание благоприятных условий для приобретения обучающимися опыта осуществления социально значимых дел. Выделение данного приоритета связано с особенностями обучающихся юношеского возраста: с их потребностью в жизненном самоопределении, в выборе дальнейшего жизненного пути, который открывается перед ними на пороге самостоятельной взрослой жизни. Сделать правильный выбор старшеклассникам поможет имеющийся у них реальный практический опыт, который они могут приобрести в том числе и в школе. Важно, чтобы опыт оказался социально значимым, так как именно он поможет гармоничному вхождению обучающихся во взрослую жизнь окружающего их общества. Это: -опыт дел, направленных на заботу о своей семье, родных и близких; -трудовой опыт, опыт участия в производственной практике; -опыт дел, направленных на пользу своему родному городу или селу, стране в целом, опыт деятельного выражения собственной гражданской позиции; -опыт природоохранных дел; -опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций в школе, дома или на улице; -опыт самостоятельного приобретения новых знаний, проведения научных исследований, опыт проектной деятельности; -опыт изучения, защиты и восстановления культурного наследия человечества, опыт создания собственных произведений культуры, опыт творческого самовыражения; -опыт ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей; -опыт оказания помощи окружающим, заботы о малышах или пожилых людях, волонтерский опыт; -опыт самопознания и самоанализа, опыт социально приемлемого самовыражения и самореализации. Выделение в общей цели воспитания целевых приоритетов, связанных с возрастными особенностями воспитанников, не означает игнорирования других составляющих общей цели воспитания. Приоритет — это то, чему педагогическим работникам, работающим с обучающимися конкретной возрастной категории, предстоит уделять большее, но не единственное внимание. Добросовестная работа педагогических работников, направленная на достижение 7 поставленнои цели, позволит обучающемуся получить необходимые социальные навыки, которые помогут ему лучше ориентироваться в сложном мире человеческих взаимоотношении, эффективнее налаживать коммуникацию с окружающими, увереннее себя чувствовать во взаимодеиствии с ними, продуктивнее сотрудничать с людьми разных возрастов и разного социального положения, смелее искать и находить выходы из трудных жизненных ситуации, осмысленнее выбирать свои жизненныи путь в сложных поисках счастья для себя и окружающих его людеи. Достижению поставленной цели воспитания обучающихся будет способствовать решение следующих основных задач: - реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых дел, поддерживать традиции их коллективного планирования, организации, проведения и анализа в школьном сообществе; - реализовывать потенциал классного руководства в воспитании обучающихся, поддерживать активное участие классных сообществ в жизни школы; - вовлекать обучающихся в кружки, секции, клубы, студии и иные объединения, работающие по школьным программам внеурочной деятельности, реализовывать их воспитательные возможности; - использовать в воспитании обучающихся возможности школьного урока, поддерживать использование на уроках интерактивных форм занятий с обучающимися; -инициировать и поддерживать ученическое самоуправление – как на уровне школы, так и на уровне классных сообществ; -поддерживать деятельность функционирующих на базе школы детских общественных объединений и организаций; - организовывать для обучающихся экскурсии, экспедиции, походы и реализовывать их воспитательный потенциал; - организовывать профориентационную работу с обучающимися; - организовать работу школьных медиа, реализовывать их воспитательный потенциал; - развивать предметно-эстетическую среду школы и реализовывать ее воспитательные возможности; -организовать работу с семьями обучающихся, их родителями или законными представителями, направленную на совместное решение проблем личностного развития обучающихся. Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в школе интересную и событийно насыщенную жизнь обучающихся и педагогических работников, что станет эффективным способом профилактики антисоциального поведения школьников. 3. ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих направлении воспитательнои работы школы. Каждое из них представлено в соответствующем модуле. 3.1. Инвариантные модули 3.1.1 Модуль «Классное руководство» Осуществляя работу с классом, педагог организует работу с коллективом класса; индивидуальную работу с обучающимися вверенного ему класса; работу с учителямипредметниками в данном классе; работу с родителями обучающихся или их законными представителями. Работа с классным коллективом: - инициирование и поддержка участия класса в общешкольных ключевых делах, оказание необходимой помощи обучающимся в их подготовке, проведении и анализе; - организация интересных и полезных для личностного развития обучающегося совместных дел с учащимися вверенного ему класса (познавательной, трудовой, спортивно8 оздоровительной, духовно-нравственной, творческой, профориентационнои направленности), позволяющих с одной стороны, – вовлечь в них обучающихся с самыми разными потребностями и тем самым дать им возможность самореализоваться в них, а с другой, – установить и упрочить доверительные отношения с обучающимися класса, стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения в обществе; - проведение классных часов как часов плодотворного и доверительного общения педагогического работника и обучающихся, основанных на принципах уважительного отношения к личности обучающегося, поддержки активной позиции каждого обучающегося в беседе, предоставления обучающимся возможности обсуждения и принятия решений по обсуждаемой проблеме, создания благоприятной среды для общения; - сплочение коллектива класса через: игры и тренинги на сплочение и командообразование; -регулярные внутриклассные мероприятия; - выработка совместно с обучающимися законов класса, помогающих обучающимся освоить нормы и правила общения, которым они должны следовать в школе. Индивидуальная работа с обучающимися: - изучение особенностей личностного развития обучающихся класса через наблюдение за поведением обучающихся в их повседневной жизни, в специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх, погружающих обучающегося в мир человеческих отношений, в организуемых педагогическим работником в беседах по тем или иным нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются с результатами бесед классного руководителя с родителями обучающихся, с преподающими в его классе учителямипредметниками, а также (при необходимости) – со школьным психологом; - поддержка обучающегося в решении важных для него жизненных проблем (налаживание взаимоотношений с одноклассниками или педагогическими работниками, выбор профессии, организации высшего образования и дальнейшего трудоустройства, успеваемость и т.п.), когда каждая проблема трансформируется классным руководителем в задачу для обучающегося, которую они совместно стараются решить; - индивидуальная работа с обучающимися класса, направленная на заполнение ими личных портфолио, в которых обучающиеся не просто фиксируют свои учебные, творческие, спортивные, личностные достижения, но и в ходе индивидуальных неформальных бесед с классным руководителем в начале каждого года планируют их, а в конце года – вместе анализируют свои успехи и неудачи. - коррекция поведения обучающегося через частные беседы с ним, его родителями или законными представителями, с другими учащимися класса; через включение в проводимые школьным психологом тренинги общения; через предложение взять на себя ответственность за то или иное поручение в классе. Работа с учителями-предметниками в классе: - регулярные консультации классного руководителя с учителями-предметниками, направленные на формирование единства мнений и требований педагогических работников по ключевым вопросам воспитания, на предупреждение и разрешение конфликтов между учителями-предметниками и обучающимися; - проведение мини-педсоветов, направленных на решение конкретных проблем класса и интеграцию воспитательных влияний на обучающихся; - привлечение учителей-предметников к участию во внутриклассных делах, дающих педагогическим работникам возможность лучше узнавать и понимать своих обучающихся, увидев их в иной, отличной от учебной, обстановке; - привлечение учителей-предметников к участию в родительских собраниях класса для объединения усилий в деле обучения и воспитания обучающихся. Работа с родителями обучающихся или их законными представителями: - регулярное информирование родителей о школьных успехах и проблемах их обучающихся, о жизни класса в целом; 9 - помощь родителям обучающихся или их законным представителям в регулировании отношений между ними, администрацией школы и учителями-предметниками; - организация родительских собрании, происходящих в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания обучающихся; - создание и организация работы родительских комитетов классов, участвующих в управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и обучения их обучающихся; - привлечение членов семей обучающихся к организации и проведению дел класса; - организация на базе класса семейных праздников, конкурсов, соревнований, направленных на сплочение семьи и школы. 3.1.2. Модуль «Школьный урок» Каждыи урок воспитывает. Если урок дидактически правильно организован, он окажет позитивное влияние на формирование личности. Реализация педагогическими работниками воспитательного потенциала урока предполагает следующее: - установление доверительных отношений между педагогом и его учениками, способствующих позитивному восприятию обучающимися требований и просьб педагогического работника, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности; - побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации; - привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения; - использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения проблемных ситуаций и для обсуждения в классе; - применение на уроке интерактивных форм работы с обучающимися: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат обучающихся командной работе и взаимодействию с другими обучающимися; - включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока; - инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст обучающимся возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения. 3.1.3. Модуль «Курсы внеурочной деятельности» Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочнои деятельности осуществляется преимущественно через : - вовлечение обучающихся в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в неи, приобрести социально значимые 10 знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах; - формирование в кружках, секциях, клубах, студиях и т.п. детско-взрослых общностеи, которые могли бы объединять обучающихся и педагогических работников общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу; - создание в детских объединениях традиции, задающих их членам определенные социально значимые формы поведения; - поддержку в детских объединениях обучающихся с ярко выраженнои лидерскои позициеи и установкои на сохранение и поддержание накопленных социально значимых традиции; - поощрение педагогическими работниками детских инициатив и детского самоуправления. Реализация воспитательного потенциала курсов внеурочнои деятельности происходит в рамках следующих выбранных обучающимися ее видов деятельности: Познавательная деятельность. Курсы внеурочнои деятельности, направленные на передачу обучающимся социально значимых знании, развивающие их любознательность, позволяющие привлечь их внимание к экономическим, политическим, экологическим, гуманитарным проблемам нашего общества, формирующие их гуманистическое мировоззрение и научную картину мира. Курсы внеурочнои деятельности, предложенные в рамках данного направления в МКОУ «Какинская СОШ». «Занимательная математика» (1-4классы) «Юныи эколог»(5-9классы) «Юныи грамотеи» (7-8 классы) «Краевед» (10-11 классы) «Веселыи англиискии» (7-9 классы) Художественное творчество. Курсы внеурочнои деятельности, создающие благоприятные условия для самореализации школьников, направленные на раскрытие их творческих способностеи, формирование чувства вкуса и умения ценить прекрасное, на воспитание ценностного отношения обучающихся к культуре и их общее духовнонравственное развитие. Курсы внеурочнои деятельности, предложенные в рамках данного направления в МКОУ «Какинская СОШ». «Волшебныи фоамиран»(1-4 классы) «Сувенир»(5-8классы). Проблемно-ценностное общение. Курсы внеурочнои деятельности, направленные на развитие коммуникативных компетенции обучающихся, воспитание у них культуры общения, развитие умении слушать и слышать других, уважать чужое мнение и отстаивать свое собственное, терпимо относиться к разнообразию взглядов людеи. Курсы внеурочнои деятельности, предложенные в рамках данного направления в МКОУ «Какинская СОШ». «В мире общения» (10-11 классы) «Мои мир» (5-9 классы). Спортивно-оздоровительная деятельность. Курсы внеурочнои деятельности, направленные на физическое развитие обучающихся, развитие их ценностного отношения к своему здоровью, побуждение к здоровому образу жизни, воспитание силы воли, ответственности, формирование установок на защиту слабых. Курсы внеурочнои деятельности, предложенные в рамках данного направления в МКОУ «Какинская СОШ». - «Спортивная смена. Олимп» (8-10 классы) Игровая деятельность. Курсы внеурочнои деятельности, направленные на раскрытие творческого, умственного и физического потенциала обучающихся, развитие у них навыков конструктивного общения, умении работать в команде. Курсы внеурочнои деятельности, предложенные в рамках данного направления в МКОУ 11 «Какинская СОШ». -«Шахматы» (1-4 классы) 3.1.4.Модуль «Самоуправление» Поддержка детского самоуправления в школе помогает педагогическим работникам воспитывать в обучающихся инициативность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, чувство собственного достоинства, а обучающимся – предоставляет широкие возможности для самовыражения и самореализации. Детское самоуправление в МКОУ «Какинская СОШ» осуществляется следующим образом: На уровне школы: - через деятельность выборного Совета обучающихся, создаваемого для учета мнения школьников по вопросам управления образовательной организацией и принятия административных решений, затрагивающих их права и законные интересы; - через деятельность Совета старост, объединяющего старост классов для облегчения распространения значимой для обучающихся информации и получения обратной связи от классных коллективов; - через работу постоянно действующего школьного актива, инициирующего и организующего проведение личностно значимых для обучающихся событий (соревнований, конкурсов, фестивалей, капустников, флешмобов и т.п.). На уровне классов: - через деятельность выборных по инициативе и предложениям обучающихся класса лидеров (например, старост, дежурных командиров), представляющих интересы класса в общешкольных делах и призванных координировать его работу с работой общешкольных органов самоуправления и классных руководителей. На индивидуальном уровне: - через вовлечение обучающихся в планирование, организацию, проведение и анализ общешкольных и внутриклассных дел; - через реализацию обучающимися, взявшими на себя соответствующую роль, функций по контролю за порядком и чистотой в классе, уходом за классной комнатой, комнатными растениями и т.п. 3.1.5. Модуль «Профориентация» Совместная деятельность педагогических работников и обучающихся по направлению «профориентация» включает в себя профессиональное просвещение обучающихся; диагностику и консультирование по проблемам профориентации, организацию профессиональных проб обучающихся. Задача совместнои деятельности педагогического работника и обучающегося – подготовить обучающегося к осознанному выбору своеи будущеи профессиональнои деятельности. Создавая профориентационно значимые проблемные ситуации, формирующие готовность обучающегося к выбору, педагогическии работник актуализирует его профессиональное самоопределение, позитивныи взгляд на труд в постиндустриальном мире, охватывающии не только профессиональную, но и внепрофессиональную составляющие такои деятельности. Эта работа осуществляется через: - циклы профориентационных часов общения, направленных на подготовку обучающегося к осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего; - профориентационные игры: симуляции, деловые игры, квесты, решение кейсов (ситуаций, в которых необходимо принять решение, занять определенную позицию), расширяющие знания школьников о типах профессий, о способах выбора профессий, о достоинствах и недостатках той или иной интересной школьникам профессиональной деятельности; - посещение профориентационных выставок, ярмарок профессий, тематических профориентационных парков, профориентационных лагереи, днеи открытых двереи в средних специальных учебных заведениях и вузах; 12 -совместное с педагогическими работниками изучение интернет ресурсов, посвященных выбору профессий, прохождение профориентационного онлайн-тестирования, прохождение онлайн курсов по интересующим профессиям и направлениям образования; - участие в работе всероссийских профориентационных проектов, созданных в сети интернет: просмотр лекций, решение учебно-тренировочных задач, участие в мастер классах, посещение открытых уроков; - индивидуальные консультации психолога для обучающихся и их родителей по вопросам склонностей, способностей, дарований и иных индивидуальных особенностей обучающихся, которые могут иметь значение в процессе выбора ими профессии; - освоение обучающимися основ профессии в рамках различных курсов по выбору, включенных в основную образовательную программу школы, или в рамках курсов дополнительного образования. 3.1.6. Модуль «Работа с родителями (законными представителями) обучающихся» Работа с родителями или законными представителями обучающихся осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается согласованием позиции семьи и школы в данном вопросе. Работа с родителями или законными представителями обучающихся осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности: На групповом уровне: - общешкольный родительский комитет, участвующии в решении некоторых вопросов воспитания и социализации их детеи; - общешкольные родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания обучающихся; На индивидуальном уровне: - работа специалистов по запросу родителей для решения острых конфликтных ситуаций; - помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общешкольных и внутриклассных мероприятий воспитательной направленности; - индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усилий педагогических работников и родителей. 3.2. Вариативные модули 3.2.1. Модуль «Ключевые общешкольные дела» Ключевые дела – это главные традиционные общешкольные дела, в которых принимает участие большая часть обучающихся и которые обязательно планируются, готовятся, проводятся и анализируются совместно педагогами и обучающимися. Это не набор календарных праздников, отмечаемых в школе, а комплекс коллективных творческих дел, интересных и значимых для обучающихся, объединяющих их вместе с педагогическими работниками в единыи коллектив. Ключевые дела обеспечивают включенность в них большого числа детей и взрослых, способствуют интенсификации их общения, ставят их в ответственную позицию к происходящему в школе. Введение ключевых дел в жизнь школы помогает преодолеть мероприятийный характер воспитания, сводящийся к набору мероприятий, организуемых педагогическими работниками для обучающихся. На внешкольном уровне: - социальные проекты – ежегодные совместно разрабатываемые и реализуемые обучающимися и педагогическими работниками комплексы дел (благотворительнои, экологическои, патриотическои, трудовои направленности), ориентированные на преобразование окружающего школу социума: благотворительная ярмарка «Время делать доб ро», проекты «Здоровому питанию – зеленый свет», «Открытая библиотека», «Быстрее, выше, с ильнее!», «Безопасная дорога», «Твоя жизнь – твой выбор», «Быть достойным», 13 акция «Георгиевская лента». - открытые дискуссионные площадки – регулярно организуемыи комплекс открытых дискуссионных площадок (детских, педагогических, родительских, совместных), на которые приглашаются представители других школ, деятели науки и культуры, представители власти, общественности и в рамках которых обсуждаются насущные поведенческие, нравственные, социальные, проблемы, касающиеся жизни школы, села, раиона, республики, страны: проект РДШ «Классные встречи», муниципальные и региональные семинары и конференции по обмену передовым опытом воспитательной работы, круглый стол «Делай правильный выбор» с представителями ОМВД России Ахтынского района Республики Дагестан. - участие во всероссииских акциях, посвященных значимым отечественным и международным событиям: спортивные праздники, флешмобы. На школьном уровне: - общешкольные праздники – ежегодно проводимые творческие (театрализованные, музыкальные, литературные и т.п.) дела, связанные со значимыми для обучающихся и педагогических работников знаменательными датами, в которых участвуют все классы школы. - торжественные ритуалы посвящения, связанные с переходом учащихся на следующую ступень образования, символизирующие приобретение ими новых социальных статусов в школе и развивающие школьную идентичность детей: «Посвящение в первоклассники», «Прощай начальная школа», вступление в ряды первичного отделения РДШ, церемония вручения аттестатов. - капустники - театрализованные выступления педагогических работников, родителей и обучающихся с элементами доброго юмора, пародий, импровизаций на темы жизни обучающихся и педагогических работников. Они создают в школе атмосферу творчества и неформального общения, способствуют сплочению детского, педагогического и родительского сообществ школы: фестиваль "КВН для всех», выпускные вечера, деловые игры, праздничные концерты, вечера встречи с выпускниками; - церемонии награждения (по итогам года) школьников и педагогов за активное участие в жизни школы, защиту чести школы в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, значительныи вклад в развитие школы. Это способствует поощрению социальнои активности обучающихся, развитию позитивных межличностных отношении между педагогическими работниками и воспитанниками, формированию чувства доверия и уважения друг к другу: фестивали. На уровне классов: - выбор и делегирование представителеи классов в общешкольные Совет обучающихся, ответственных за подготовку общешкольных ключевых дел; - участие школьных классов в реализации общешкольных ключевых дел; - проведение в рамках класса итогового анализа обучающимися общешкольных ключевых дел, участие представителеи классов в итоговом анализе проведенных дел на уровне общешкольных советов. На индивидуальном уровне: - вовлечение по возможности каждого обучающегося в ключевые дела школы в однои из возможных для них ролеи: сценаристов, постановщиков, исполнителеи, ведущих, декораторов, музыкальных редакторов, корреспондентов, ответственных за костюмы и оборудование, ответственных за приглашение и встречу гостеи и т.п.); - индивидуальная помощь обучающемуся (при необходимости) в освоении навыков подготовки, проведения и анализа ключевых дел; - наблюдение за поведением обучающегося в ситуациях подготовки, проведения и анализа ключевых дел, за его отношениями со сверстниками, старшими и младшими обучающимися, с педагогическими работниками и другими взрослыми; - при необходимости коррекция поведения обучающегося через частные беседы с ним, через включение его в совместную работу с другими детьми, которые могли бы стать хорошим примером для обучающегося, через предложение взять в следующем ключевом деле на себя 14 роль ответственного за тот или инои фрагмент общеи работы. 3.2.2. Модуль «Детские общественные объединения» Действующее на базе школы первичное отделение общероссийской общественно государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников» – это добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе обучающихся и взрослых, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Его правовой основой является ФЗ от 19.05.1995 N 82-ФЗ (ред. от 20.12.2017) "Об общественных объединениях" (ст. 5). Воспитание в первичном отделение общероссийской общественно - государственной детскоюношеской организации «Российское движение школьников» осуществляется через: - утверждение и последовательную реализацию в детском или молодежном общественном объединении демократических процедур (выборы руководящих органов объединения - Совет РДШ, подотчетность выборных органов общему сбору объединения; ротация состава выборных органов и т.п.), дающих ребенку возможность получить социально значимый опыт гражданского поведения; - организацию общественно полезных дел, дающих детям возможность получить важныи для их личностного развития опыт деятельности, направленнои на помощь другим людям, своеи школе, обществу в целом; развить в себе такие качества как забота, уважение, умение сопереживать, умение общаться, слушать и слышать других. Такими делами могут являться: посильная помощь, оказываемая обучающимися пожилым людям; совместная работа с учреждениями социальнои сферы и другие; - договор, заключаемыи между обучающимися и детским или молодежным общественным объединением, традиционнои формои которого является Торжественное обещание (клятва) при вступлении в объединение. Договор представляет собои механизм, регулирующии отношения, возникающие между обучающимся и коллективом детского или молодежного общественного объединения, его руководителем, обучающимися, не являющимися членами данного объединения; - поддержку и развитие в детском или молодежном объединении его традиций и ритуалов, формирующих у обучающегося чувство общности с другими его членами, чувство причастности к тому, что происходит в объединении; - участие членов детского или молодежного общественного объединения в волонтерских акциях, деятельности на благо конкретных людей и социального окружения в целом. Это может быть как участием обучающихся в проведении разовых акций, которые часто носят масштабный характер, так и постоянной деятельностью обучающихся. 3.2.3.Модуль «Экскурсии, экспедиции, походы» Экскурсии, экспедиции, походы помогают обучающемуся расширить свои кругозор, получить новые знания об окружающеи его социальнои, культурнои, природнои среде, научиться уважительно и бережно относиться к неи, приобрести важныи опыт социально одобряемого поведения в различных внешкольных ситуациях. На экскурсиях, в экспедициях, в походах создаются благоприятные условия для воспитания у обучающихся самостоятельности и ответственности, формирования у них навыков самообслуживающего труда, преодоления их инфантильных и эгоистических наклонностеи, обучения рациональному использованию своего времени, сил, имущества. Эти воспитательные возможности реализуются в рамках следующих видов и форм деятельности: турслет с участием команд, сформированных из педагогических работников, обу чающихся и родителей школьников, включающий в себя, например: соревнование по технике пешеходного туризма, соревнование по спортивному ориентированию, конкурс на лучшую топографическую съемку местности, конкурс знатоков лекарственных растений, конкурс туристской кухни, конкурс туристской песни, 15 конкурс благоустройства командных биваков, комбинированную эстафету. 3.2.4. Модуль « Школьные медиа» В МКОУ «Какинская СОШ» функционирует школьныи медиацентр инстаграмм «kaka_school». Цель школьных медиа (совместно создаваемых обучающимися и педагогическими работниками средств распространения текстовои, аудио и видео информации) – развитие коммуникативнои культуры обучающихся, формирование навыков общения и сотрудничества, поддержка творческои самореализации обучающихся. Воспитательныи потенциал школьных медиа реализуется в рамках следующих видов и форм деятельности: - разновозрастный редакционный совет обучающихся, старшеклассников и консультирующих их взрослых, целью которого является освещение наиболее интересных моментов жизни школы, популяризация общешкольных ключевых дел, кружков, секций, деятельности органов ученического самоуправления; - школьный медиацентр – созданная из заинтересованных добровольцев группа информационно-технической поддержки школьных мероприятий, осуществляющая видеосъемку и мультимедийное сопровождение школьных праздников, фестивалей, конкурсов, спектаклей, капустников, вечеров, дискотек; - школьная интернет-группа РДШ - разновозрастное сообщество обучающихся и педагогических работников, поддерживающее интернет-сайт школы и соответствующую группу в социальных сетях с целью освещения деятельности образовательной организации в информационном пространстве, привлечения внимания общественности к школе, информационного продвижения ценностей школы и организации виртуальной диалоговой площадки, на которой обучающимися, педагогическими работниками и родителями могли бы открыто обсуждаться значимые для школы вопросы. 3.2.5. Модуль «Организация предметно-эстетической среды» Окружающая обучающегося предметно-эстетическая среда школы, при условии ее грамотной организации, обогащает внутренний мир обучающегося, способствует формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию обучающимся школы. Воспитывающее влияние на обучающегося осуществляется через такие формы работы с предметно-эстетической средой школы как: - оформление интерьера школьных помещений (вестибюля, коридоров, рекреаций, залов, лестничных пролетов и т.п.) и их периодическая переориентация, которая может служить хорошим средством разрушения негативных установок обучающихся на учебные и внеучебные занятия; - размещение на стенах школы регулярно сменяемых экспозиций: творческих работ обучающихся, позволяющих им реализовать свой творческий потенциал, а также знакомящих их с работами друг друга; картин определенного художественного стиля, знакомящего школьников с разнообразием эстетического осмысления мира; фотоотчетов об интересных событиях, происходящих в школе (проведенных ключевых делах, интересных экскурсиях, походах, встречах с интересными людьми и т.п.); - озеленение пришкольной территории, разбивка клумб, тенистых аллей, оборудование во дворе школы беседок, спортивных и игровых площадок, доступных и приспособленных для обучающихся разных возрастных категорий, оздоровительно-рекреационных зон, позволяющих разделить свободное пространство школы на зоны активного и тихого отдыха; - создание и поддержание в рабочем состоянии в вестибюле школы стеллажеи свободного книгообмена, на которые желающие обучающиеся, родители и педагогические работники могут выставлять для общего пользования свои книги, а также брать с них для чтения любые другие; - благоустроиство классных кабинетов, осуществляемое классными руководителями вместе с обучающимися своих классов, позволяющее ученикам проявить свои фантазию и творческие 16 способности, создающее повод для длительного общения классного руководителя со своими учениками; - размещение в коридорах и рекреациях школы экспонатов школьного экспериментариума – набора приспособлении для проведения заинтересованными обучающимися несложных и безопасных технических экспериментов; - событииныи дизаин – оформление пространства проведения конкретных школьных событии (праздников, церемонии, торжественных линеек, творческих вечеров, выставок, собрании, конференции и т.п.); - совместная с обучающимися разработка, создание и популяризация особои школьнои символики (флаг школы, гимн школы, эмблема школы, логотип, элементы школьного костюма и т.п.), используемои как в школьнои повседневности, так и в торжественные моменты жизни образовательнои организации – во время праздников, торжественных церемонии, ключевых общешкольных дел и иных происходящих в жизни школы знаковых событии; - регулярная организация и проведение конкурсов творческих проектов по благоустроиству различных участков пришкольнои территории (например, высадке культурных растении, закладке газонов, сооружению альпииских горок, созданию инсталляции и иного декоративного оформления отведенных для детских проектов мест); - акцентирование внимания обучающихся посредством элементов предметно-эстетическои среды (стенды, плакаты, инсталляции) на важных для воспитания ценностях школы, ее традициях, правилах. 4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ САМОАНАЛИЗА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Самоанализ организуемои в школе воспитательнои работы осуществляется по выбранным самои школои направлениям и проводится с целью выявления основных проблем школьного воспитания и последующего их решения. Самоанализ осуществляется ежегодно силами самои образовательнои организации с привлечением (при необходимости и по самостоятельному решению администрации образовательнои организации) внешних экспертов. Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ воспитательнои работы в школе, являются: - принцип гуманистическои направленности осуществляемого анализа, ориентирующии экспертов на уважительное отношение как к воспитанникам, так и к педагогическим работникам, реализующим воспитательныи процесс; - принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующии экспертов на изучение не количественных его показателеи, а качественных – таких как содержание и разнообразие деятельности, характер общения и отношении между обучающимися и педагогическими работниками; - принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующии экспертов на использование его результатов для совершенствования воспитательнои деятельности педагогических работников: грамотнои постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своеи воспитательнои работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их совместнои с обучающимися деятельности; - принцип разделеннои ответственности за результаты личностного развития обучающихся, ориентирующии экспертов на понимание того, что личностное развитие обучающихся – это результат как социального воспитания (в котором школа участвует наряду с другими социальными институтами), так и стихиинои социализации и саморазвития обучающихся. Основными направлениями анализа организуемого в школе воспитательного процесса могут быть следующие: 1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития обучающихся. Критерием, на основе которого осуществляется данныи анализ, является динамика 17 личностного развития обучающихся каждого класса. Осуществляется анализ классными руководителями совместно с заместителем директора по воспитательнои работе с последующим обсуждением его результатов на заседании методического объединения классных руководителеи или педагогическом совете школы. Способом получения информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития обучающихся является педагогическое наблюдение. Внимание педагогических работников сосредотачивается на следующих вопросах: какие прежде существовавшие проблемы личностного развития обучающихся удалось решить за минувшии учебныи год; какие проблемы решить не удалось и почему; какие новые проблемы появились, над чем далее предстоит работать педагогическому коллективу. 2. Состояние организуемой в школе совместной деятельности обучающихся и взрослых. Критерием, на основе которого осуществляется данныи анализ, является наличие в школе интереснои, событиино насыщеннои и личностно развивающеи совместнои деятельности обучающихся и взрослых. Осуществляется анализ заместителем директора по воспитательнои работе, классными руководителями, активом старшеклассников и родителями, хорошо знакомыми с деятельностью школы. Способами получения информации о состоянии организуемои в школе совместнои деятельности обучающихся и педагогических работников могут быть беседы с обучающимися и их родителями, педагогическими работниками, лидерами ученического самоуправления, при необходимости – их анкетирование. Полученные результаты обсуждаются на заседании методического объединения классных руководителеи или педагогическом совете школы. Внимание при этом сосредотачивается на вопросах, связанных с качеством проводимых общешкольных ключевых дел; качеством совместнои деятельности классных руководителеи и их классов; качеством организуемои в школе внеурочнои деятельности; качеством реализации личностно развивающего потенциала школьных уроков; качеством существующего в школе ученического самоуправления; качеством функционирующих на базе школы детских и молодежных общественных объединении; качеством проводимых в школе экскурсии, экспедиции, походов; качеством профориентационнои работы школы; качеством работы школьных медиа; качеством организации предметно-эстетическои среды школы; качеством взаимодеиствия школы и семеи обучающихся. Итогом самоанализа организуемои в школе воспитательнои работы является перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическому коллективу Модули Задачи работы по данному направлению Инвариативные модули Классное руководство и наставничество Изучение и обобщение опыта работы классных руководителей. – Оказание методической помощи классным руководителям в работе с классом Школьный урок Соблюдение на уроке общепринятых норм поведения, правил общения со старшими и сверстниками, принципов учебной дисциплины и самоорганизации. – Развитие проектной деятельности. – Работа с одаренными детьми. – Сохранение традиционно работающих кружков и секций. – Контроль за работой кружков и секций. Развитие у учащихся активности, ответственности, самостоятельности, инициативы. – Развитие самоуправления в школе и в классе. – Организация учебы актива классов Курсы внеурочной деятельности Самоуправление 18 Профориентация Работа с родителями Ключевые общешкольные дела Детские общественные объединения Экскурсии, экспедиции, походы Исследование способностей, интересов, интеллектуальных и личностных особенностей. – Ознакомление с основными принципами выбора профессии, планирования карьеры; знакомство с особенностями современного рынка труда. – Помощь в сопоставлении своих возможностей с требованиями выбираемых профессий; проведение профессиональной консультации, оказание помощи учащимся в оценке своих – Формирование у родителей восприятия феномена воспитания в семье и школе как социального, психологического и педагогического явления. – Содействие выработке у родителей представлений о единстве и целостности воспитательного процесса в семье и школе. – Содействие формированию у родителей представлений об этапах развития личности ребенка, применение полученных знаний в процессе воспитания детей в семье. – Определение роли и значения родительского воспитания в формировании личности ребенка Вариативные модули Формирование у учащихся таких качеств, как культура поведения, эстетический вкус, уважение личности, долг, ответственность, честь, достоинство. – Воспитание любви и уважения к традициям Отечества, школы, семьи. – Создание условий для развития у учащихся творческих способностей. – Создание атмосферы психологического комфорта. – Способствование формированию позитивного восприятия ребенком школы – Организация общественно полезных дел, дающих детям возможность получить важный для их личностного развития опыт осуществления дел, направленных на помощь другим людям, своей школе, обществу в целом. – Развитие в себе таких качеств как внимание, забота, уважение, умение сопереживать, умение общаться, слушать и слышать других расширить кругозор, получить новые знания об окружающей его социальной, культурной, природной среде, научиться уважительно и бережно относиться к ней, приобрести важный опыт социально одобряемого поведения в различных внешкольных ситуация Школьные медиа развитие коммуникативной культуры школьников, формирование навыков общения и сотрудничества, поддержка творческой самореализации учащихся. Организация предметно-эстетическои среды Формирование позитивного восприятия ребенком школы, создание атмосферы психологического комфорта, поднятие настроения, предупреждение стрессовых ситуаций 19 КАЛЕНДАРЬ МЕРОПРИЯТИЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ МКОУ «КАКИНСКАЯ СОШ» НА 2021-2022 УЧЕБНЫЙ ГОД (УРОВЕНЬ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ) Ключевые общешкольные дела Дела Классы Торжественная линейка «Первый звонок» Час памяти « Беслан» Мероприятия месячников безопасности и гражданской защиты детей (по профилактике ДДТТ, пожарн ой безопасности, экстремизма, террори зма, разработка схемы-маршрута «До м-школа-дом», учебно-тренировочная эвакуация учащихся из здания) «Посвящение в первоклассники». Мероприятия месячника правового воспитания и профилактики правонарушений. Единый день профилактики правонарушений и деструктивного поведения (правовые, профилактические игры, беседы и т.п.) День учителя в школе: акция по поздравлению учителей, учителейветеранов педагогического труда, День самоуправления, концертная программа. Президентские состязания по ОФП «Золотая осень»: Конкурс рисунков. Праздник Осени. Конкурс поделок из природного и бросового материала. Мероприятия месячника взаимодействия семьи и школы: выставка рисунков, фотографий, акции по поздравлению мам с Днем матери, конкурсная программа «Мама, папа, я – отличная семья!», беседы, общешкольное родительское собрание Мероприятия месячника эстетического воспитания в школе. Новый год в школе: украшение кабинетов, оформление окон, конкурс рисунков, поделок, утренник. Час памяти «Блокада Ленинграда» Мероприятия месячника гражданского и патриотического воспитания: военнопатриотическая игра «Зарница», «Веселые старты», фестиваль патриотической песни, акция по поздравлению пап и дедушек, мальчиков, конкурс рисунков, Уроки мужества. 8 Марта в школе: конкурс рисунков, акция по поздравлению мам, бабушек, девочек, утренник Мероприятия месячника нравственного воспитания «Спешите 1-4 Ориентировочное время проведения 1.09. 1-4 1-4 3.09 сентябрь кл. рук соц. педагог Заместитель директора по ВР, классные руководители, , учитель ОБЖ 1-4 1-4 сентябрь октябрь кл. рук. психолог, классные руководители, 1-4 октябрь Заместитель директора по ВР, кл.рук. 1-4 1-4 октябрь октябрь Учителя физкультуры классные руководители 1-4 ноябрь Заместитель директора по ВР, классные руководители Ответственные Заместитель директора по ВР 1-4 декабрь Заместитель директора по ВР, классные руководители 1-4 1-4 январь февраль классные руководители Заместитель директора по ВР, классные руководители, учитель физкультуры. Учитель ОБЖ и музыки 1-4 март 1-4 апрель 20 классные руководители Заместитель директора по ВР, классные руководители делать добрые дела». Весенняя неделя добра День космонавтики: конкурс рисунков День Победы: акции «Бессмертный полк», «С праздником, ветеран!», концерт в ДК, проект «Окна Победы» Торжественная линейка «Последний звонок» 1-4 1-4 апрель май классные руководители Заместитель директора по ВР 1-4 май Заместитель директора по ВР Курсы внеурочной деятельности Название курса «Занимательная математика» «Волшебный фоамиран» «Шахматы» Классы 1-4 1-4 1-4 Количество часов в неделю 3 1 3 Ответственные педагог, классные руководители педагог, классные руководители педагог, классные руководители Самоуправление Дела, события, мероприятия Классы Выборы лидеров, активов классов, распределение обязанностей. Работа в соответствии с обязанностями Отчет перед классом о проведенной работе 1-4 Ориентировочное время проведения сентябрь 1-4 1-4 В течение года май Ответственные Классные руководители Классные руководители Классные руководители Профориентация Дела, события, мероприятия Месячник профориентаций в школе: - конкурс рисунков, проект «Профессии моих родителей», викторина «Все профессии важны – выбирай на вкус!», беседы Классы 1-4 Ориентировочное время проведения январь Ответственные классные руководители Школьные медиа Дела, события, мероприятия Размещение созданных детьми рассказов, стихов, сказок, репортажей на странице инстаграмм «kaka_school». Видео-, фотосъемка классных мероприятий. 1-4 Ориентировочное время проведения В течение года Классные руководители 1-4 В течение года Классные руководители Классы Ответственные Детские общественные объединения Дела, события, мероприятия Прием в пионеры Участие в проектах и акциях РДШ Классы 1-4 1-4 Ориентировочное время проведения май В течение года Экскурсии, походы 21 Ответственные Исмаилов А.А. Исмаилов А.А. Дела, события, мероприятия 1-4 Ориентировочное время проведения В течение года Классные руководители 1-4 1-4 по плану кл.рук. По плану кл.рук. Классные руководители Классные руководители Классы Посещение концертов в Доме культуры Экскурсия в музей Сезонные экскурсии на природу Ответственные Организация предметно-эстетической среды Выставки рисунков, фотографий творческих работ, посвященных событиям и памятным датам Оформление классных уголков 1-4 Ориентировочное время проведения В течение года 1-4 В течение года Трудовые десанты по уборке территории школы Трудовой десант по уборке памятника «Павшим в годы войны» Праздничное украшение кабинетов, окон кабинета 1-4 В течение года Классные руководители 1-4 Сентябрь, апрель Классные руководители 1-4 В течение года Классные руководители Дела, события, мероприятия Классы Ответственные Классные руководители Классные руководители Работа с родителями Дела, события, мероприятия Классы Участие родителей в проведении общешкольных, классных мероприятий: «Подари ребенку день», «Бессмертный полк», «Зарница», новогодний утренник Общешкольное родительское собрание Педагогическое просвещение родителей по вопросам воспитания детей Информационное оповещение через школьный сайт Индивидуальные консультации Совместные с детьми походы, экскурсии. 1-4 Ориентировочное время проведения В течение года 1-4 1-4 Октябрь, март 1 раз/четверть Директор школы Классные руководители 1-4 В течение года Зам.директора по ИКТ 1-4 1-4 Работа Совета профилактики с неблагополучными семьями по вопросам воспитания, обучения детей 1-4 В течение года По плану классных руководителей По плану Совета Ответственные Заместитель директора по ВР, классные руководители Классные руководители Классные руководители Председатель Совета Классное руководство (согласно индивидуальным по планам работы классных руководителей) Школьный урок (согласно индивидуальным по планам работы учителей-предметников) 22 КАЛЕНДАРЬ МЕРОПРИЯТИЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ МКОУ «КАКИНСКАЯ СОШ» НА 2021-2022 УЧЕБНЫЙ ГОД ( УРОВЕНЬ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ) Ключевые общешкольные дела Дела Классы Торжественная линейка «Первый звонок» Час памяти «Беслан» Мероприятия месячников безопасности и гражданской защиты детей (по профилактике ДДТТ, пожарной безопасности, экстремизма, терроризма, разработка схемы-маршрута «Дом-школадом», учебно-тренировочная эвакуация учащихся из здания) День трезвости: конкурс плакатов Мероприятия месячника правового воспитания и профилактики правонарушений. Единый день профилактики правонарушений и деструктивного поведения (правовые, профилактические игры, беседы и т.п.) День учителя в школе: акция по поздравлению учителей, учителейветеранов педагогического труда, День самоуправления, концертная программа, выставка рисунков «Мой любимый учитель». «Золотая осень»: Фотоконкурс. Праздник «Краски осени». Конкурс поделок из природного и бросового материала. Мероприятия месячника взаимодействия семьи и школы: выставка рисунков, фотографий, акции по поздравлению мам с Днем матери, конкурсная программа «Мама, папа, я – отличная семья!», беседы, общешкольное родительское собрание Торжественная линейка «День Конституции» Мероприятия месячника эстетического воспитания в школе. Новый год в школе: украшение кабинетов, оформление окон, конкурс плакатов, поделок, праздничная программа. Час памяти «Блокада Ленинграда» Мероприятия месячника гражданского и патриотического воспитания: пионерский сбор «Пионеры-герои», фестиваль патриотической песни, соревнование по пионерболу, волейболу, спортивная эстафета, акции «Письмо солдату», по поздравлению пап и дедушек, мальчиков, конкурс плакатов и рисунков, Уроки мужества. 8 Марта в школе: конкурсная программа «Вперед, девчонки!», выставка рисунков, акция по поздравлению мам, бабушек, девочек. Мероприятия месячника нравственного воспитания «Спешите делать добрые дела». Весенняя неделя добра День космонавтики: выставка рисунков Конкурс «Безопасное колесо» День Победы: акции «Бессмертный полк», «С праздником, ветеран!», Вахта памяти у памятника «Павшим в годы войны», концерт в ДК, проект «Окна Победы» и др. 5-9 5-9 5-9 Ориентировочное время проведения 1.09. 3.09 сентябрь Ответственные Заместитель директора по ВР кл. рук. , соц. пед. Заместитель директора по ВР, классные руководители, , учитель ОБЖ 5-9 5-9 сентябрь октябрь классные руководители психолог, классные руководители, 5-9 октябрь Заместитель директора по ВР 5-9 октябрь классные руководители 5-9 ноябрь Заместитель директора по ВР, классные руководители 5-9 декабрь зам. дир. по ВР 5-9 декабрь Заместитель директора по ВР, классные руководители 5-9 5-9 январь февраль классные руководители Заместитель директора по ВР, классные руководители, учителя физкультуры 5-9 март 5-9 апрель Заместитель директора по ВР, классные руководители 5-7 5-7 5-9 апрель апрель май - классные руководители кл. рук., учитель ОБЖ Заместитель директора по ВР 23 классные руководители Торжественная линейка звонок» Выпускной вечер в школе «Последний 5-9 май Заместитель директора по ВР 5-9 июнь Заместитель директора по ВР Курсы внеурочной деятельности Название курса Классы «Юный эколог» «Юный грамотей» «Веселый английский» «Сувенир» «Мой мир» «Спортивная смена. Олимп» 5-9 7-8 7-9 5-8 5-9 8 Количество часов в неделю 1 1 1 1 1 1 Ответственные педагог, классные руководители педагог, классные руководители педагог, классные руководители педагог, классные руководители педагог, классные руководители педагог, классные руководители Самоуправление Дела, события, мероприятия Классы Выборы лидеров, активов классов, распределение обязанностей. Общешкольное выборное собрание учащихся: выдвижение кандидатур от классов в Совет обучающихся школы, голосование и т.п. Конкурс «Лучший ученический класс» Работа в соответствии с обязанностями Отчет перед классом о проведенной работе Общешкольное отчетное собрание учащихся: отчеты членов Совета обучающихся школы о проделанной работе. Подведение итогов работы за год 5-9 Ориентировочное время проведения сентябрь 5-9 сентябрь 5-9 5-9 5-9 5-9 В течение года В течение года май май Ответственные Классные руководители Заместитель директора по ВР Заместитель директора по ВР Классные руководители Классные руководители Заместитель директора по ВР Профориентация Дела, события, мероприятия Классы Мероприятия месячника профориентации в школе «Мир профессий». Конкурс рисунков, профориентационная игра, просмотр презентаций, диагностика. 5-9 Ориентировочное время проведения январь Ответственные Заместитель директора по ВР, классные руководители Школьные медиа Дела, события, мероприятия Размещение созданных детьми рассказов, стихов, сказок, репортажей на странице 5-9 Ориентировочное время проведения В течение года Классные руководители, УС 5-9 В течение года Классные руководители, УС Классы Ответственные инстаграмм «kaka_school». Видео-, фотосъемка классных мероприятий. Детские общественные объединения Дела, события, мероприятия Классы Весенняя Неделя Добра (ряд мероприятий, осуществляемых каждым классом и волонтерским движением школы: «Чистый поселок - чистая планета», «Памяти павших», «О сердца к сердцу», «Посади дерево», «Подарок младшему другу», «Помощь пожилому односельчанину на приусадебном участке», «Здоровая перемена» и др.) 5-9 Ориентировочное время проведения апрель 24 Ответственные Прием в пионеры Участие в проектах и акциях РДШ 5-7 5-9 май В течение года вожатый, кл. рук. вожатый, кл. рук. Экскурсии, походы Дела, события, мероприятия 5-9 Ориентировочное время проведения В течение года Классные руководители 5-9 В течение года Классные руководители Классы Посещение выездных представлений театров в школе Посещение концертов в Доме культуры поселка Экскурсия в музей Сезонные экскурсии в природу Поездки на представления в театр 5-7 5-7 5-9 по плану кл. рук. По плану клас.рук. По плану клас.рук. Ответственные Классные руководители Классные руководители Классные руководители Организация предметно-эстетической среды 5-9 Ориентировочное время проведения В течение года Классные руководители 5-9 В течение года Классные руководители Дела, события, мероприятия Классы Ответственные Выставки рисунков, фотографий творческих работ, посвященных событиям и памятным датам Оформление классных уголков Трудовые десанты по уборке территории школы Трудовой десант по озеленению школьных клумб Праздничное украшение кабинетов, окон кабинета 5-9 В течение года Классные руководители 5-9 Сентябрь, апрель Классные руководители 5-9 В течение года Классные руководители Работа с родителями Дела, события, мероприятия Классы Участие родителей в проведении общешкольных, классных мероприятий: «Подари ребенку день», «Бессмертный полк», новогодний праздник, «Мама, папа, я – отличная семья! Общешкольное родительское собрание Педагогическое просвещение родителей по вопросам воспитания детей Информационное оповещение через школьный сайт Индивидуальные консультации Совместные с детьми походы, экскурсии. 5-9 Ориентировочное время проведения В течение года 5-9 5-9 Октябрь, март 1 раз/четверть Директор школы Классные руководители 5-9 В течение года зам. директора по ИКТ Работа Совета профилактики с неблагополучными семьями по вопросам воспитания, обучения детей 5-9 5-9 5-9 В течение года По плану классных руководителей По плану Совета Ответственные Заместитель директора по ВР, классные руководители Классные руководители Классные руководители Председатель Совета Классное руководство (согласно индивидуальным по планам работы классных руководителей) Школьный урок (согласно индивидуальным по планам работы учителей-предметников) 25 КАЛЕНДАРЬ МЕРОПРИЯТИЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ МКОУ «КАКИНСКАЯ СОШ» НА 2021-2022 УЧЕБНЫЙ ГОД (УРОВЕНЬ СРЕДНЕГО ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ) Ключевые общешкольные дела Дела Торжественная линейка «Первый звонок» Час памяти «Беслан» Мероприятия месячников безопасности и гражданской защиты детей (по профилактике ДДТТ, пожарной безопасности, экстремизма, терроризма, разработка схемы-маршрута «Домшкола-дом», учебно-тренировочная эвакуация учащихся из здания) Открытие школьной спартакиады. Осенний День Здоровья День учителя в школе: акция по поздравлению учителей, учителей-ветеранов педагогического труда, День самоуправления, концертная программа. Президентские состязания по ОФП «Золотая осень»: Фотовыставка. Вечер отдыха «Осенняя дискотека или Ура! Каникулы!» Мероприятия месячника взаимодействия семьи и школы: конкурсная программа «Мама, папа, я – отличная семья!», беседы, общешкольное родительское собрание Мероприятия ко Дню Конституции Мероприятия месячника эстетического воспитания в школе. Новый год в школе: украшение кабинетов, оформление окон, конкурс плакатов, праздничный вечер. Час памяти «Блокада Ленинграда»: Устный журнал Мероприятия месячника гражданского и патриотического воспитания: соревнование по волейболу, спортивно-военизированная эстафета, «Зимнее многоборье», фестиваль патриотической песни, акции по поздравлению юношей 8 Марта в школе: конкурсная программа «А нука, девушки!», акции по поздравлению девушек Мероприятия месячника нравственного воспитания «Спешите делать добрые дела». Весенняя неделя добра Конкурс «Безопасное колесо» Мероприятия месячника ЗОЖ «Здоровое поколение». Закрытие школьной спартакиады. Весенний День здоровья Акция "Школа против курения". Туристические походы День Победы: акции «Бессмертный полк», «С праздником, ветеран!», Вахта памяти у памятника «Павшим в годы войны», концерт в ДК, проект «Окна Победы» и др. Торжественная линейка «Последний звонок» Выпускной вечер в школе Классы 10-11 10-11 10-11 Ориентировочное время проведения 1.09. 3.09 сентябрь Ответственные Заместитель директора по ВР, кл. рук. кл.рук., соц. педагог Заместитель директора по ВР, классные руководители, учитель ОБЖ 10-11 сентябрь Учитель физкультуры 10-11 октябрь Заместитель директора по ВР 10-11 10-11 Октябрь, апрель октябрь Учителя физкультуры классные руководители 10-11 ноябрь Заместитель директора по ВР, классные руководители 10-11 10-11 декабрь декабрь кл. рук Заместитель директора по ВР, классные руководители 10-11 январь Классные руководители 10-11 февраль 10-11 март 10-11 апрель Заместитель директора по ВР, классные руководители 10-11 10-11 апрель май кл. рук. учитель ОБЖ Заместитель директора по ВР, классные руководители, учителя физкультуры 10-11 май Заместитель директора по ВР 10-11 10-11 май июнь Заместитель директора по ВР Заместитель директора по ВР Заместитель директора по ВР, классные руководители, учителя физкультуры классные руководители Курсы внеурочной деятельности Название курса Классы «Краевед» 10-11 Количество часов в неделю 1 «В мире общения» 10-11 1 «Спортивная смена. Олимп» 10 1 «Куб» 10-11 1 Ответственные педагог, классные руководители педагог, классные руководители педагог, классные руководители педагог, классные руководители Самоуправление Ориентировочное время проведения Дела, события, мероприятия Классы Выборы лидеров, активов классов, распределение обязанностей. Общешкольное выборное собрание учащихся: выдвижение кандидатур от классов в Совет обучающихся школы, голосование и т.п. 10-11 сентябрь Классные руководители 10-11 сентябрь Заместитель директора по ВР,кл.рук 26 Ответственные Конкурс «Лучший ученический класс» Рейд СОШ по проверке классных уголков Рейд СОШ по проверке сохранности учебников Рейд СОШ по выполнению зарядки в классах Рейд СОШ по проверке внешнего вида уч-ся Работа в соответствии с обязанностями Отчет перед классом о проведенной работе Общешкольное отчетное собрание учащихся: отчеты членов Совета обучающихся школы о проделанной работе. Подведение итогов работы за год 10-11 10-11 10-11 10-11 10-11 10-11 10-11 10-11 В течение года ноябрь январь февраль март В течение года май май Заместитель директора по ВР Заместитель директора по ВР Заместитель директора по ВР Заместитель директора по ВР Заместитель директора по ВР Классные руководители Классные руководители Заместитель директора по ВР Профориентация Дела, события, мероприятия Классы Мероприятия месячника профориентации в школе «Мир профессий». профориентационная игра, просмотр презентаций, диагностика. 10-11 Ориентировочное время проведения январь Ответственные Заместитель директора по ВР, классные руководители Школьные медиа Дела, события, мероприятия 10-11 Ориентировочное время проведения В течение года Классные руководители,УС 10-11 В течение года Классные руководители, УС Классы Публикации собственных рассказов, стихов, сказок, репортажей на странице инстаграмм «kaka_school». Видео-, фотосъемка классных мероприятий. Ответственные Детские общественные объединения Дела, события, мероприятия Классы Весенняя Неделя Добра (ряд мероприятий, осуществляемых каждым классом и волонтерским движением Школы: «Чистый поселок - чистая планета», «Памяти павших», «О сердца к сердцу», «Посади дерево», «Подарок младшему другу», «Помощь пожилому односельчанину на приусадебном участке», «Здоровая перемена» и др.) Участие в проектах и акциях РДШ 10-11 10-11 Ориентировочное время проведения апрель В течение года Ответственные вожатый, кл. рук. вожатый, кл. рук. Экскурсии, походы Дела, события, мероприятия Классы Посещение концертов в Доме культуры района Экскурсия в музей «Наши земляки – участники локальных войн» 10-11 10-11 Ориентировочное время проведения В течение года февраль Ответственные Классные руководители Классные руководители Организация предметно-эстетической среды Выставки фотографий, плакатов, посвященных событиям и памятным датам Оформление классных уголков 10-11 Ориентировочное время проведения В течение года 10-11 В течение года Трудовые десанты по уборке территории школы Трудовой десант по озеленению школьных клумб Праздничное украшение кабинетов, окон кабинета 10-11 10-11 10-11 Дела, события, мероприятия Классы В течение года Сентябрь, апрель В течение года Ответственные Классные руководители Классные руководители Классные руководители Классные руководители Классные руководители Работа с родителями Дела, события, мероприятия Классы Участие родителей в проведении общешкольных, классных мероприятий: «Подари ребенку день», «Бессмертный полк», новогодний вечер, «Мама, папа, я – отличная семья!», выпускной вечер и 10-11 Ориентировочное время проведения В течение года 27 Ответственные Заместитель директора по ВР, классные руководители др. Общешкольное родительское собрание Педагогическое просвещение родителей по вопросам воспитания детей Информационное оповещение через школьный сайт Индивидуальные консультации Совместные с детьми походы, экскурсии. Работа Совета профилактики с неблагополучными семьями по вопросам воспитания, обучения детей 10-11 10-11 Октябрь, март 1 раз/четверть Директор школы Классные руководители 10-11 В течение года Заместитель директора по ИКТ 10-11 10-11 10-11 В течение года По плану классных руководителей По плану Совета Классные руководители Классные руководители Председатель Совета Классное руководство (согласно индивидуальным по планам работы классных руководителей) Школьный урок (согласно индивидуальным по планам работы учителей-предметников) 28